Переход ЛЭП 750кВ через Днепр под Башмачкой

Фотоотчет о походе вдоль ЛЭП 750кВ



С 2003-го года я изучаю различные районы своего родного индустриального города – Днепропетровска и его пригородов. Более всего мне интересен «хайвольтаж-трэвелинг»: изучение маршрутов высоковольтных линий. Исследуя ЛЭП, делая их снимки, по пути я встречаю множество интересных мест, и просто живописные уголки природы.

Одним из таких мест стали берега Днепра в районе пос. Башмачка. Этот посёлок находится почти на самой границе двух областей – Запорожской и Днепропетровской. Башмачка расположена на территории Днепропетровской области, в нескольких километрах от трассы Запорожье-Днепропетровск. Вверх по течению Днепра, где-то в 40 км от Башмачки находится Днепропетровск. Сам посёлок меня не интересовал, цель похода - изучить 9-ти километровый участок ЛЭП 750 кВ «Днепровская ПС - Запорожская ПС» от трассы Р-02 (район пос. Широкополе) до главной водной артерии страны-Днепра. Свои впечатления от маршрута постараюсь изложить в рамках десятикадрового фотоотчёта:

ФОТО 1. Анкерная опора ЛЭП 750 кВ

Эта опора служит для перехода ЛЭП 750 кВ через шоссе, связывающее два областных центра: Днепропетровск и Запорожье. На опоре стоит отметка «1972 год. 719». На момент постройки эта опора являлась 719-й по счёту, в одной из первых в союзе ЛЭП напряжением 750 кВ «Донбасс - Днепровская электроподстанция 750 кВ». Эта линия, построенная в начале 70-х годов, предназначалась для связи энергетических систем Юга страны и передавала мощность от Углегорской ГРЭС в Донбассе через электроподстанции 750 кВ: Донбасская, Днепровская, Винницкая, Западно-Украинская, на подстанцию Альбертиша (Венгрия).

Протяженность линии - 1100 км. На линии монтировался провод марки АСУ-400, по 4 провода в фазе. Вес 1 км провода в трехфазном исчислении 22 тонны. Расстояние между фазами 19,5 метров. Длина натяжной гирлянды 13 м, а вес 1700 кг.

В конце 80-х годов, с постройкой Запорожской ПС 750 кВ, схема линии поменялась. ЛЭП 750 кВ была разъединена южнее Славгорода, теперь она заходит на Запорожскую подстанцию с востока и выходит из неё же, с запада.

Начинаю с этой опоры свой маршрут вдоль линии 750 кВ к Днепру, через бескрайние южно-украинские поля.

 

ФОТО 2. Промежуточная опора ЛЭП 750 кВ

Оставшиеся девять километров до Днепра, большая часть опор линии 750 кВ имеет вид высоковольтных порталов с тросами-оттяжками, это промежуточные опоры. Линия идёт по полям, вдоль живописных садов, северо-восточнее посёлков Широкополе и Любимовка (Солонянский район Днепропетровской области). В районе объекта, предназначение которого мне не ясно (база с баками-цистернами), ЛЭП делает лёгкий поворот на юго-восток и довольно скоро доходит до Днепра. Снимок сделан в нескольких километрах от реки.

 

ФОТО 3. Концевые опоры ЛЭП 750 кВ

Для захода линии на переход промежуточные опоры, вроде тех, что на втором снимке не годятся – для этого используют специальные концевые опоры. Они отделяют переход от ЛЭП и воспринимают тяжение всех проводов и тросов. Отделение переходов концевыми опорами от основной линии, вызвано тем, что для повышения надёжности, переходы строятся  с большим запасом прочности, чем обычные ЛЭП. Именно такие концевые опоры и встретились нам при подходе линии к водной преграде.

 

ФОТО 4. Переходный гигант 750        кВ

Цель похода достигнута, огромная «башня», давно маячащая на горизонте, наконец-то рядом. Это яркая береговая переходная опора ЛЭП 750 кВ постройки 70-х годов. Она окрашена в красный и белый цвета. Это был для своего времени уникальный переход через р. Днепр длиной 1505 м. Уникальный, потому что, в те времена переходы для такого класса напряжения, только начали получать распространение в мире. Высота переходной опоры 79 м. Вес 146 тонн. Переход строили три организации: мехколонна № 78 сооружала фундаменты, мехколонна № 31 монтировала провод, Гидромонтаж устанавливал опоры. На четырех фундаментах             (2 переходных + 2 концевых) мехколонной № 78 уложено 3100 м3 бетона.

 

ФОТО 5. Вид на Днепр

На скалах у берега Днепра много рыбаков и просто туристов, немало машин. Место очень живописное и наверное поэтому довольно оживлённое. Людей сюда манит неиспорченная природа. Здесь нет ещё (и надеюсь, не будет) коттеджей, которые выше по течению уже облепили некогда заповедные берега Днепра. Хочется верить, что решительные меры по сохранению берегового комплекса могучей реки, смогут спасти эти места от застройки. Кстати, севернее Башмачки уже создан региональный ландшафтный природный парк «Приднепровский», который включает выходы скал на берег Днепра, степные склоны и заливы, балки и яры.

 

ФОТО 6. Лесенка на переходной опоре

К верхушке мачты ведёт лесенка, однако она начинается не у фундамента опоры, а несколькими метрами выше. Довольно предусмотрительно, т.к. это делает сложным подъём многочисленных, в т.ч. нетрезвых отдыхающих, на вершину опоры. Отмечаю эту деталь, потому что видел как на переходах через Каховское водохранилище, лестницы на мачты ЛЭП доходят просто до земли.

 

ФОТО 7. Гирлянда изоляторов

Особое впечатление произвели на меня монстрические гирлянды изоляторов 750 кВ. В это даже трудно поверить, но в связке, что снимке, я насчитал около трёх сотен изоляторов! Длина гирлянды 19,6 м. Вес 8900 кг

 

ФОТО 8. Концевые опоры

Солнце стало клониться к горизонту, и пришло время возвращаться домой. На обратном пути мы снова миновали концевые опоры 750 кВ.

Глядя на них, кажется, что провода находятся очень низко над земной поверхностью. Причём влияние ЛЭП чувствуется тут даже на земле - если встать под концевыми опорами, что на фото, и протянуть руку вверх, то чувствуешь  покалывание и щекотку, словно сотни мошек бьются о ладонь. Когда вспоминаешь, под каким напряжением находишься, становится даже немного не по себе. Особенно влияние линии чувствуется под четвертой маленькой опорой, которая служит для поддержки шлейфа. Ощущение, что тут даже волосы на голове поднимаются.

 

ФОТО 9. Переходная опора 750 кВ

Ну и последний кадр переходного гиганта. Жаль, что фотография не передаёт все ощущение масштабности этого сооружения и удивительный запах цветущих майских садов. В таком месте хочется побыть подольше, но дорога обратно непроста и требует немало времени. Маршрутки в Башмачку не ходят, да и до самой Башмачки не один километр, так что нужно двигаться дальше.

 

ФОТО 10. Продуктопровод Тольятти - Одесса

Рассказывая об этом месте, хочу несколько слов сказать о таком масштабном объекте, на сооружение которого ушло даже больше металла, чем на переход ЛЭП 750 кВ.

Немного выше по течению Днепр пересекает крупнейший продуктопровод Тольятти - Одесса. Он пересекает реку при помощи фантастического вантового моста в стиле “Golden Gate bridge”. Это сооружение имеет очень лёгкий, даже воздушный вид и делает местный пейзаж каким-то футуристическим. Продуктопровод словно летит над рекой. На снимке видна левобережная опора моста. Вокруг неё запретная зона, огороженная колючкой, тут расположены разные подсобные помещения.

 

Заключение.

От продуктопровода мы шли по дороге вдоль турбаз и через село Каменно-Зубиловку. В Башмачке нас подхватил служебный ПАЗик, поэтому не пришлось пешком добираться до трассы. В общем не самый скучный день в году.

Ознакомится с фотографиями ЛЭП района Башмачки можно более основательно на моём сайте, в разделе «ЛЭП 750кВ», вот тут http://novoklimov.io.ua/album239525

 

Найти переход 750кВ через Днепр можно на Wikimapia, находится он, приблизительно посредине между Днепропетровском и Запорожьем.

Тут же отмечен и продуктопровод.

 

© Д. Новоклимов 2010 «POWERLINER» Фотографии автора.

Для связи со мной – Energoliner(собака)i.ua

Профиль ВКОНТАКТЕ: http://vkontakte.ru/id13097907

www.NovoklimoV.io.ua



Обновлен 18 янв 2013. Создан 08 июн 2010



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником