Уникальные переходы ЛЭП 330 и 750 кВ через Каховское водохранилище

переходы ЛЭП 330 и 750 кВ



С 2003-го года я изучаю различные районы своего родного индустриального города – Днепропетровска, а также Днепропетровской области. Более всего меня интересует «хайвольтаж-трэвелинг»: изучение маршрутов высоковольтных линий. Исследуя ЛЭП, делая их снимки, составляя схемы, по пути  я открываю для себя непросто живописные уголки природы. Зачастую это уникальные, не только в природном, но, прежде всего, в индустриальном отношении ландшафты.

Сегодня передо мной стоит задача – описать берега Каховского водохранилища (переход ЛЭП 330 и 750 кВ).

 

В один прекрасный майский день у меня появилась возможность побывать у одних из самых протяжённых переходов ЛЭП в мире. Речь идёт о переходах высоковольтных линий 330 кВ и 750 кВ через Каховское водохранилище, на Украине. Добирался я туда из Днепропетровска на маршрутке до Марганца, затем была пересадка на местную маршрутку, идущую в сторону Ильинки. Ильинка - посёлок на берегу «Каховского моря», так называют водохранилище местные жители, находится как раз по пути следование мощных ЛЭП.

Прибыв на место, я в первую очередь снял промежуточные опоры, в полях за Ильинкой, а затем передислоцировался к берегам водохранилища. Тут я переснимал переходные береговые опоры 330 и 750кВ и их фундаменты. Подробный фотоотчёт о походе см. тут http://novoklimov.io.ua/album414791

Обойдя и рассмотрев все опоры, можно было спокойно полюбоваться видами Каховского водохранилища. Особенно здесь запоминаются, выделяющиеся на горизонте, колоссальные силуэты Запорожской ГРЭС.

А теперь об истории создания переходов. В 70-е годы прошлого века, на юге Запорожской области, на левом берегу Каховского водохранилища была сооружена Запорожская ГРЭС мощностью 3 млн. 600 тыс. кВт. Экономически было необходимо построить две линии электропередачи напряжением 330 кВ, в Никопольский энергорайон, расположенный на правом берегу водохранилища. Переход линий через водные пространства такой протяжённости в Советском Союзе ранее не сооружался.

Для первого сооружаемого перехода (330 кВ) проектировщики выбрали воздушный вариант линии (кабельный подводный вариант был нерентабелен, сложен в строительстве и эксплуатации). Длина перехода между крайними переходными опорами составила целых 5,15 км (!), а непосредственно над водой - 4,6 км. Переход был выполнен двухцепным. Иными словами, благодаря одному переходу, днепровские просторы пересекают сразу две линии - Л243 и Л244. На переходе установлены семь переходных опор анкерного типа высотой 90 и 100 метров, из которых пять, установлены в акватории водохранилища. Переход принят по схеме К-А-А-А-А-А-А-А-К (К - концевая опора, А - анкерная). Длины пролётов ЛЭП 330 кВ составляют 810 — 920 м. Двухцепные опоры башенного типа выполнены из углового проката, прошедшего оцинковку. Опоры оборудованы лестницами, площадками и ограждёнными трапами на траверсах, причём на опору можно беспрепятственно подняться - лестницы спускаются прямо к земле, в отличие от большинства других переходов, где лесенки обычно не доходят до земли 2-3 метра, что бы уменьшить соблазн «туристов» залезть на мачту. В данном случае, видимо, роль сыграла малонаселённость территории.

Масса стометровой опоры составляет 290 тонн, а девяностометровой - 260 тонн. Внешне оба типа опор очень похожи, заметить отличия, можно только внимательно их рассмотрев.

Наибольшую сложность представляло сооружение фундаментов этих опор на территории водохранилища. Монтаж переходных опор на акватории - весьма сложная задача, требующая специального обустройства фундаментной площадки временными причалами, грузоподъёмными механизмами. Поэтому впервые в практике строительства ЛЭП (как в нашей стране, так и за рубежом) было принято решение о сооружении перехода наплавным методом. Поэтому, в особом котловане - доке, были сооружены плавающие фундаменты и на них смонтированы переходные опоры. Наплавные фундаменты были выполнены пустотелыми, из тонкостенных железобетонных элементов и, по сути, представляли собой огромные поплавки. Для обеспечения их плавучести, фундамент был собран из водонепроницаемого днища, наружного борта и внутренних переборок, разделяющих внутреннюю часть фундамента на 8 изолированных друг от друга балластных отсеков, а также отсека для размещения оборудования и центрального распределительного отсека. Такое исполнение обеспечило непотопляемость фундамента и точность его балластировки, а также необходимую устойчивость в период буксировки суднами.

После окончания строительных работ на фундаментах и монтажа на них переходных опор, котлован заполнился водой до отметки Каховского водохранилища. При открытых кингстонах одновременно происходило заполнение водой внутренних отсеков фундаментов. После этого была разобрана перемычка, разделяющая котлован-док и Каховское водохранилище.

 Поочерёдно, при закрытых кингстонах, из каждого фундамента, мощными насосами откачивалась вода, и после его всплытия, производилась буксировка к месту установки на трассе перехода. Буксировка опор по водохранилищу и работы по их установке производились с помощью пяти буксирных теплоходов — двух головных (мощностью по 1200 л.с.); двух боковых (мощностью по 300 л.с.) и одного заднего (тормозного) мощностью 600 л.с. Доставка всех пяти систем фундамент-опора была выполнена за 12 дней. После доставки фундаментов к месту предназначения, отсеки снова затапливались, в результате чего фундаменты садились на необходимое место на дне водохранилища.

 Переход ЛЭП 330 кВ (Л243/244) был введён в эксплуатацию в 1977 году. В 1984 году, для выдачи мощности Запорожской АЭС тем же составом строительно-монтажных организаций, аналогичным наплавным методом, сооружён одноцепной переход линии 750 кВ «Запорожская АЭС — ПС 750 кВ Днепровская» (мощная электроподстанция под Вольногорском см. http://io.ua/s75116).

Створ перехода для более мощной линии выбран в районе расположения Запорожской ГРЭС, параллельно существующему переходу ВЛ 330 кВ, на расстоянии 350 м выше его по течению. При принятии решения на строительство перехода ВЛ 750 кВ через Каховское водохранилище — уникального сооружения по своим масштабам и мощности линии — большую роль сыграл опыт проектирования, строительства перехода линии 330 кВ. Переход был сделан одноцепным по схеме К-П-П-А-П-П-К; из пяти переходных опор, из которых три опоры установлены на акватории водохранилища. Опоры перехода этой линии также оцинкованные. Переходные промежуточные опоры высотой 126 м имеют массу 375 тонн каждая. Анкерная опора высотой 100 м весит 350 т. Длины переходных пролётов составляют 1215—1350 метров. Монтаж проводов был выполнен при помощи раскаточных барж и буксиров без опускания на дно водохранилища во избежание повреждений. Переход линии 750 кВ был 1984 году введён в эксплуатацию.

В данный момент состояние переходов всех линий периодически изучают, отправляя на места специалистов, в том числе, для изучения подводной части фундаментов. Переходы ЛЭП через Каховское «море», пожалуй, можно отнести к числу самых интересных конструкций используемых для передачи электроэнергии в мировом масштабе. К сожалению, фотографии не могут передать всей масштабности этих колоссов, поэтому рекомендую любителям ЛЭП, по возможности, обязательно возле них побывать.

Кстати, уже через две недели после посещения Каховских переходов, мне посчастливилось добраться до следующего перехода 750 кВ через Днепр, под Башмачкой, что почти в 70 милях выше по течению. Фотоотчёт о нём, вы также сможете найти тут http://io.ua/s93813.

 

 

Литература:

Электрические сети и системы №№ 1-3, 2003 г 

В.Д. Семенко, В.И. Костиков 

 

©«POWERLINER» фотогалерея ЛЭП www.novoklimov.io.ua

Новоклимов Дмитрий, 2010 
Мой электронный ящик: Energoliner(собака)i.ua



Обновлен 18 янв 2013. Создан 26 мая 2010



  Комментарии       
Всего 1, последний 5 лет назад
эрик 19 июн 2011 ответить
Я работал в этой структуре мантажником поверте на высоте роботу делать очень сложно.
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником