АП-образные трубчатые опоры ЛЭП 330кВ

Переход ЛЭП в Старых Кодаках



1. Посёлок Старые Кодаки
Посёлок Старые Кодаки примыкает к юго-восточной границе Днепропетровска. Он известен тем, что в нём сохранились останки земляных защитных сооружений Кодакской крепости, которая была описана Гоголем в повести «Тарас Бульба». Крепость Кодак была построена в 1635 году. По периметру бастионный прямоугольник равнялся 1800 м. С запада крепость поднималась над Днепром, со степи была окружена рвом. С юга – поля, которые были усыпаны кованными из железа колючками (против конницы).
В 1944 г. на территории крепости был заложен гранитный карьер и к 1994 г. он уничтожил около 90% Кодакской крепости. Работы в карьере прекратились лишь в середине девяностых, однако исторический ландшафт был безвозвратно разрушен. Окончательное уничтожение исторического памятника было не допущено, благодаря тому, что карьер затопили водами из Днепра (теперь это озеро популярно среди рыбаков и отдыхающих).

2. Переход ЛЭП
Восточнее вышеупомянутого живописного озера, на берегу Днепра, находится редкая переходная опора ЛЭП, потрясающая всех кто ее видел, своей массивностью. На другой стороне реки стоит аналогичная опора. Высота каждой из них 85 метров, ширина основания 14,5х20 метров, а длина траверсы почти 30 метров.
Две эти трубчатые АП-образные опоры образуют переход линии Л231 (330кВ) через Днепр. Изначально эти переходные опоры назвали «АП», а со временем похожие опоры, сооружённые при переходе через Каму, получили более определённое название «СА-85». АП-образные опоры отлично видны практически из любой точки Приднепровска и Лоц-Каменки, а в ясную погоду, и с нагорной части Днепропетровска (например, со смотровой площадки у памятника Славы). Их отличительной особенностью является то, что они состоят из стальных вальцованных труб большого диаметра. Эти опоры в профиль напоминают букву «А», а в анфас «П». В основании каждой из 4-х «ног» опоры расположены мощные железобетонные фундаменты. Переход в этом месте Днепра был разработан в 60-е годы Днепропетровским ОКП У.О. «Энергосетьпроект» для ЛЭП «Днепр-Донбасс 330кВ». Расстояние между двумя переходными опорами 1095 метров. Переходные опоры весят несколько сот тонн, а внутри труб находятся скоботрапы-лестницы, по которым ревизоры ЛЭП и ремонтные бригады поднимаются на их вершину. Попадают они во внутрь опоры через дверцу внизу одной из труб. Дверца закрывается на винтовой ключ, как гараж.
Каждая опора состоит из нескольких ярусов, которые окрашены в разные цвета. Первый, оранжевый ярус, второй белый и третий, красный, имеют в высоту 21 метр каждый, а последний этаж (белый) – 21,5 метров. Высота «рожек» - тросостойки для подвеса грозозащитных тросов порядка пяти метров. На каждом этаже по периметру расположены трапы для обхода опоры. С этой вышки открывается фантастический вид на красоты Днепра. Любопытно, что опора в старых Кодаках и её копия на противоположном берегу окрашены неверно, т.к. верхний сектор переходных опор ЛЭП по стандарту должен быть красного цвета, а в Старых Кодаках он белый.
Кстати, переход состоит не только из двух АП-образных опор, но ещё и из двух смежных анкерных опор типа У35м, (они воспринимают тяжение от перехода и отделяют его от остальной части ЛЭП).

3. История высоковольтной линии
Теперь немного о высоковольтной линии Л231, которая пересекает Днепр при помощи этих опор. ЛЭП Л231 (330кВ) начинается неподалёку от посёлка Значково в Запорожской области, на сверхмощной подстанции «Запорожская-750кВ» и идёт десятки километров по степи параллельно реке. Проходя севернее пос. Любимовка, Л231 подходит к пос. Чапли и делает тут поворот на 90 градусов на юг и пересекает Днепр в районе исторического посёлка Старые Кодаки, при помощи этого самого перехода.
Опора Л231-188 стоит на левом берегу, а Л231-189-на правом, в Кодаках. Минуя Старые Кодаки, Л231 проходит через Лоц-Каменку а затем, параллельно линиям 330кВ Л237 и Л238/204 идёт по бескрайним полям через Мирный и Краснополье к Днепропетровской подстанции 330кВ.
Общая протяжённость Л231 более 90 км. Однако в момент своего сооружения, опоры данного перехода служили для другой линии – легендарной «Днепр-Донбасс 330кВ», на тот момент первой крупнейшей ЛЭП 330кВ в УССР. Протяжённость линии была более 300 км, она соединила подстанции Днепра и Донбасса (речь идёт о подстанциях «Центральная-330кВ» на Донбассе и «Днепродзержинская-330кВ» у Днепра). Однако, со временем, маршрут линии стал меняться, в линию «вклинились» новые подстанции, такие как Павлоградская-330, Красноармейская-330 и Днепропетровская-330. Изменилась и нумерация линии, её фрагменты получили собственные номера. При сооружении подстанции «Запорожская-750кВ», в конце 80-х, было принято решение связать её с подстанцией «Днепропетровская-330». Для этого новую линию строить не стали, использовали весь маршрут ЛЭП «Приднепровская ТЭС - Запорожская 330», переход линии Л236 и весь её участок от Днепра до Криворожского шоссе.

4. Как доехать?
Доехать к переходной опоре, находящейся на правом берегу Днепра, можно сев в на маршрутку №16 (лучше на остановке супермаркет «ТЕРРА», что на улице Паникахи, ж/м Тополь-1, Днепропетровск или на пересечении ул. Паникахи и Запорожского шоссе). Доехав до тупика в Старых Кодаках, нужно пройти пять-десять минут до Днепра, где всегда много рыбаков и отдыхающих на машинах. А оттуда до гигантской опоры рукой подать (благо видно ее отовсюду). С площадки под опорой открывается отличный вид на поворот Днепра и красочные поля за Любимовкой.
Подробно ознакомится с фотосессией Старо-Кодацкого перехода можно кликнув по ссылке-http://novoklimov.io.ua/album190351

© Д. Новоклимов 2011 «POWERLINER»
Фотогалерея ЛЭП - WWW.NOVOKLIMOV.IO.UA
Для связи со мной – Energoliner(собака)i.ua
Не забудьте посетить фотоблог о ЛЭП http://novoklimov.blogspot.com/



Обновлен 18 янв 2013. Создан 26 мая 2010



  Комментарии       
Всего 1, последний 3 года назад
0684156379 12 сен 2013 ответить
Автор,небольшая ошибка,ЛЭП проходит не минуя Старые Кодаки,она проходит прямо по огородам жителей.
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником