Легендарные переходы ЛЭП через реку Днепр (г. Запорожье)

Переходы ЛЭП 150кВ через реку Днепр (Л3/Л3А, Л4,/Л4А, Л7)



Жителям Запорожья отлично знакомы «Три Мачты» на острове Хортица. Но мало кто задумывается, сколько им лет, а, между прочим, эти высоковольтные опоры имеют богатую историю, их возраст составляет более полувека.



«ТРИ МАЧТЫ НА ХОРТИЦЕ»

Данные переходы высоковольтных линий напряжением 154 кВ (Л3/Л3А, Л4,/Л4А, Л7) входят в состав воздушных линий (ВЛ), отходящих от преобразовательной подстанции Днерогэса-1, на левый берег, пересекают реку Днепр южнее Дурной скалы.

Первоначальный проект конструкций переходов выполнен по правилам и нормам 1929 г. Переходы сооружены в 1930—1932 годах по проектам Управления главного инженера Днепростроя. До войны все переходы представляли собой системы, состоящие из самостоятельных двухцепных переходов, каждый из которых был рассчитан на подвеску шести проводов и четырех грозозащитных тросов.

Во время войны вся система переходов была разрушена. Опоры подорвали, а провода и тросы, вероятно, вывезли в Германию. Уцелели только фундаменты. Начиная с 1945 г. развернулись работы по восстановлению переходов. Первым был восстановлен переход Л3А/Л3. Работы, по восстановлению, выполнялись с использованием старой проектной документации и довоенных фундаментов. Восстановление Л4А/Л4 и резервной Л7 проводилось в 1947—1949 гг. Опоры воссоздавались при помощи заклёпок, что было тогда распространено при создании опор ЛЭП. Из четырех двухцепных довоенных переходов восстановлено три. Фундаменты четвёртой опоры можно до сих пор наблюдать на Хортице (см. фото).

Таким образом, было сооружено шесть переходных двухцепных опор высотой 75 м (тип "ПС"- «Переходная Специальная»). На скале Савутина (о. Хортица) находятся три из шести опор (южнее реконструированной Сечи с куренями, церковью, и другими артефактами быта Сечи), а ещё три «мачты» стоят на левом брегу, на территории садовых участков, между Днепром и проспектом Победы.

Провода на всех опорах подвешены на траверсах длиной 39 м, расстояния между траверсами 8 м. Внизу нижней траверсы расположены переходные мостики, соединяющие все стоящие рядом опоры. Опоры оборудованы лестницами и площадками для ремонтных и покрасочных работ, подъема оборудования. Характерная черта опор ПС – специальные красные ролики, диаметром 2 м (по четыре штуки на каждой верхней траверсе), напоминающие плоские бобины. Они нужны для крепления на опорах грозозащитных тросов (что бы молния не била по проводам под напряжением).



КОНЦЕВЫЕ ОПОРЫ АС "крокодильчики"

Помимо того, что на Хортице находятся одни из самых первых в СССР крупных опор, обеспечивающих переход ЛЭП через водную преграду, тут также можно наблюдать очень архаичные концевые опоры «АС».

Задача АСов, состоит в том, чтобы отделить переход от обычного участка ЛЭП. Отделение переходов от остального участка ЛЭП, связано с тем, что последний сооружается с меньшим запасом прочности, чем собственно переход. Концевые одноцепные опоры АС, высотой 16 м, также разрушенные во время войны, подвергались капитальному ремонту в конце 40-х годов и установлены на не разрушенные фундаменты постройки 1930-1932 гг. Они оборудованы двумя траверсами для подвески.



МАРШРУТ Л3/Л3А, Л4/Л4А, Л7

Высоковольтные линии Л3/Л3А, Л4,/Л4А, Л7 имеют следующий маршрут: сначала эти ВЛ выходят из ОРУ преобразовательной электроподстанции Днепрогэса, затем пересекают Днепр, переходя с правого берега Днепра на о. Хортицу при помощи четырёх одноцепных башенных опор, спроектированных в конце 20-х годов. Их хорошо видно со стороны «Тарасовой стежки» и от Музея истории запорожского казачества.

Проходя через всю ширину острова на старых промежуточных опорах, ЛЭП покидают Хортицу в районе скалы Савутина, и с помощью тех самых легендарных мачт постройки 1945-1949-гг, снова пересекают Днепр и попадают на левый берег Днепра. Параллельно с этими ЛЭП идёт линия 330кВ, которая переходит через Днепр при помощи особых трубчатых АП-образных опор (постройки 60-х годов) Затем ЛЭП пересекают пр. Ленина (самый длинный проспект в Европе) и уходят на восток, в сторону промзоны Запорожья.


Автор благодарит Dimka-New за предоставленные фотоматериалы. Подробный фотоотчёт о переходе ЛЭП через Днепр на Хортице можно просмотреть здесь http://novoklimov.io.ua/album195039
В статье использована информация из журнала «Электрические сети и системы» №2, 2003 (В.И. Костиков)

© Д. Новоклимов 2011 «POWERLINER»

Фотогалерея ЛЭП - WWW.NOVOKLIMOV.IO.UA

Для связи – Energoliner(собака)i.ua

Не забудьте посетить фотоблог о ЛЭП http://novoklimov.blogspot.com/



Обновлен 18 янв 2013. Создан 23 апр 2010



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником