Высоковольтное кольцо Днепропетровска. Часть первая.

Краткий путеводитель по ЛЭП города. Часть первая. Восточный район.



ВНИМАНИЕ! Это неполная версия статьи. Полная версия опубликована тут:  http://novoklimov.blogspot.com/2011_03_01_archive.html

 

На протяжении семи лет я изучал различные районы своего родного города - Днепропетровска. Более всего меня интересовал «хайвольтаж-трэвелинг»: путешествия вдоль высоковольтных линий. Изучение маршрутов ЛЭП, после обработки накопленного фотоматериала, позволило мне не только составить собственную карту расположения линий электропередач, но и создать этот очерк. Для удобства я разделил его на три части - по районам наибольшей концентрации ЛЭП. В первой части описан восток города, во второй - центр и северная часть, в третьей - западные и южные районы города. Я не ставил себе целью рассказать обо всех линиях города, а только лишь описал, на мой взгляд, самые интересные высоковольтные «достопримечательности» - мощные ЛЭП, подстанции и их промышленное окружение. Заодно, вкратце, описаны истории районов, в которых они находятся. Это своего рода краткий путеводитель по ЛЭП Днепропетровска и его пригородов. Сомневаюсь, что до меня кто-либо пытался сделать путеводитель на столь экзотическую тему. «Путеводитель» должен привлечь внимание людей, увлекающихся индустриальным туризмом, а также жителей Днепропетровска, интересующихся историей своего города. До этого я уже публиковал в сети путеводитель по железнодорожному кольцу города.

 

ДНЕПРОПЕТРОВСК. Краткая справка.

Один из крупнейших городов Украины и СНГ. Площадь Днепропетровска, равна площади такого города, как Санкт-Петербург. До 1787-го года город назывался Екатеринослав, затем несколько лет – Новороссийск, а вплоть до 1926 года - снова Екатеринослав. Уже в 1860-е годы в городе было более 50 промышленных предприятий. В 1880-е построена Екатерининская железная дорога (ныне Приднепровская), она соединила Криворожье с Донбассом и черноморскими портами. В 1887-м году начал работать крупнейший Александровский металлургический завод Брянского общества. В 1930-е строятся новые предприятия, происходит серьёзный скачок в  индустриализации региона, создаётся «Западное кольцо» ЛЭП 154 кВ.

Сегодня Днепропетровск - мощный промышленный центр с более чем 200 предприятиями, из которых 25 относятся к металлургическому комплексу, а 50 к машиностроительной отрасли. Население города составляет более одного миллиона человек.

 

В очерке часто встречаются такие сокращения:

ПС – электроподстанция;

ЛЭП – линии электропередач;

ВЛ – воздушные линии;

КЛ – кабельные линии;

ПП – переходный пункт (служит для перехода ВЛ и в КЛ и наоборот);

ОРУ – открытое распределительное устройство;

ЗРУ- закрытое распределительное устройство.

 

ВОСТОЧНАЯ ЧАСТЬ ГОРОДА

В этой части путеводителя описано большинство ЛЭП 150 и 330кВ, а также некоторые ЛЭП 35кВ в следующих районах: Приднепровск, Лоц-Каменка, Старые Кодаки, Рыбальское и Игрень, пгт. Илларионово, Чапли, ж/м Северный.

 

ПРИДНЕПРОВСКАЯ ТЭС

Логичнее всего начать описание этого района с самого крупного энергообъекта Днепропетровска - Приднепровской теплоэлектростанции (ТЭЦ). Город Приднепровск начал своё существование с жилых кварталов, построенных на левом берегу Днепра - напротив Днепропетровска в 1952 году. Появились эти кварталы благодаря началу строительства мощной государственной районной электростанции (ГРЭС). Приднепровская ГРЭС строилась с 1951 года по 1966. На момент постройки эта ГРЭС была самой мощной в Европе. В конце 1970-х она ежегодно вырабатывала 15 миллиардов киловатт-часов электроэнергии. Была создана электрифицированная железная дорога для грузовых перевозок, специально для электростанции. Именно эта электростанция является основным поставщиком электроэнергии для промышленных предприятий и жилых массивов нашего города. Ещё до распада Советского Союза, ГРЭС была модернизирована и превращена в теплоэлектроцентраль (ТЭЦ). На ТЭЦ можно посмотреть со спутника тут http://www.wikimapia.org/#lat=48.4073261&lon=35.1175189&z=16&l=0&m=b

Приднепровск лишился статуса независимого города ещё в 1977 году и был официально переименован в ж/м Приднепровский, оказавшись в составе своего «старшего брата» Днепропетровска.

Если обходить Приднепровскую электростанцию с северной стороны, то можно увидеть длинную монументальную подстанцию, это высоковольтное «сердце» Приднепровска. Данная подстанция повышает напряжение, для дальнейшей её передачи по ЛЭП 35, 150 и 330кВ, поэтому называется «повышающая». Останавливаться на описании ЛЭП, отходящих от основной подстанции ТЭС не буду, т.к. большинство из них будут описаны в процессе путешествия по «высоковольтному кольцу» города. Номера этих линий следующие: Л351 и Л352 (35кВ); Л31/Л32, Л33 и Л34, Л81/Л82, Л83/84 (все 150кВ); Л234, Л204/Л238, Л237 (все 330кВ). Также здесь берут своё начало две кабельные линии 330кВ, первые на Украине подземные высоковольтные линии такого класса напряжения. Они были созданы в 2009-2010 годах для обеспечения электроэнергией нового сталеплавильного комплекса в Днепропетровске. Изначально существовал проект воздушных линий 330кВ, он должен был быть осуществлен с применением прогрессивных опор, состоящих из многогранных гнутых стоек (МГС). Однако, по ряду причин, данные линии пришлось выполнить в кабельном варианте. Подземные кабели проходят вдоль Днепра, они проложены, параллельно автодороге связывающей Игрень и Приднепровск. Местные жители наверняка помнят широкую канаву вдоль автодороги, в которую укладывали толстенные кабели, смотанные с огромных барабанов. Данные кабельные линии имеют протяженность немногим более 11 километров. Завершаются они на подстанции «Печная 330кВ», рядом с ОАО "Интерпайп НТЗ" (Нижнеднепровский трубопрокатный завод).

Северная стена ТЭЦ имеет длину порядка 800 метров, однако не все трансформаторы располагаются именно тут. Чуть восточнее, напротив АТП 11233, находится подстанция поменьше, это ПС Приднепровской ТЭС 35/6кВ. Эта подстанция рангом ниже, чем вышеописанная повышающая ПС. Подстанция 35/6кВ несёт на себе более скромные функции, что уже видно из её названия. Данная подстанция разместилась рядом с улицами Роторной и Электрической, названия которых ярко отражают специфику города энергетиков. ПС «35/6кВ» связана с повышающей подстанцией Приднепровской ТЭС при помощи двух коротких ЛЭП 35кВ. Их протяжённость менее 300 метров, пожалуй, это самые короткие ЛЭП в городе. Номера этих линий - Л351 и Л352. Опоры данных ЛЭП имеют весьма интересный вид, т.к. созданы они были ещё в середине 50-х годов прошлого века. На территории Приднепровского жилого массива находится ещё одна подстанция, названная «Приднепровск 150кВ». Эта ПС расположена рядом с сосновым парком, неподалёку от которого находится учебно-тренировочная база ФК «Днепр».

 

ЛЭП «ПСЕВДО-220кВ»  

В этих краях распространены также высоковольтные линии напряжением 330кВ: Л234, Л237/Л237, Л204/Л238. При этом стоит отметить, что эти линии изначально создавались под класс напряжения 220кВ и практически не изменили свой облик с конца 50-х. Именно поэтому на этих линиях отсутствует расщепление, как на всех нормальных ЛЭП 330кВ. Большинство воздушных линий напряжением выше 220кВ создаются с т.н. «расщеплением». Внешне это выражается в том, что вместо одного провода в фазе находятся два и более, чем два провода, скреплённые вместе «перемычками» (дистанционными распорками). Для ЛЭП 330кВ характерно парное расщепление. Расщепление необходимо для увеличения передаваемой мощности и уменьшения потерь. Большинство ЛЭП 330кВ в пределах Днепропетровска выглядят как ЛЭП 220кВ. Это потому что данные линии состоят из опор характерных для ВЛ 220кВ и не имеют расщепления. Однако гирлянды изоляторов на опорах этих «высоковольток» длиннее, чем у обычных ЛЭП 220кВ. Проще говоря, «местные» ЛЭП 330кВ выполнены в габаритах ЛЭП 220кВ. Характерная черта данных линий «псевдо-220кВ» - ярковыраженный гул, он громче, чем под обычными воздушными линиями 330кВ. Подробнее об истории появления этих «аномальных» линий будет рассказано в последней, третьей части путеводителя.

 

ТРЁХМАЧТОВЫЙ ОСТРОВ

Но вернёмся к самому заметному объекту Приднепровска - к ТЭЦ. Напротив места, где она расположена вот уже 55 лет, с острова Славы 25 октября 1943 года 39-я гвардейская Барвенковская дивизия форсировала Днепр и освободила Днепропетровск от немецко-фашистских захватчиков. С той поры полуостров Сохачев («остров Славы») стал символом легендарного форсирования Днепра. Напротив него, находится остров Каменоватый, который примечателен тем, что на нём полвека назад были установлены высоковольтные опоры - самые высокие в Днепропетровске. Именно поэтому он получил своё народное название – «Трёхмачтовый» остров. Опоры, стоящие на острове являются самыми заметными (после труб ТЭЦ) объектами. Этот переход был разработан и сооружён для трех двухцепных ЛЭП 150 и 220кВ в период 1957-1959 гг. Данные ЛЭП строились для связи новой сверхмощной теплоэлектростанции с крупнейшими подстанциями того времени – «ДЗУ» (Днепродзержинск), «Первомайская» (Кривой Рог) и «Узловая» (Днепропетровск). С тех времен маршруты этих линий изменились, а напряжение 220кВ повысили до 330кВ, но переход остался практически прежним. Высота каждой из шести переходных «мачт» составляет 86,7 метров. Вес переходных анкерных опор колеблется (в зависимости от типа) от 135 до 143 тонн. Переход создан по схеме А-А-А-А. Три левобережные переходные опоры типов АМПТ и АП установлены на острове Безымянный, возле Приднепровской ТЭС. Ещё три переходные опоры находятся на острове Каменоватый. На левом и правом берегах Днепра стоят небольшие смежные анкерные опоры различных конструкций. Переходные опоры светло-серые, а их верхушки окрашены в красно-белые цвета (см. фото). Именно поэтому данные опоры выглядят особенно привлекательно. Сегодня переход состоит из линий Л31 и Л32 (150кВ), Л237/Л237 (330кВ), Л204/Л238 (330кВ). Посмотреть на Трёхмачтовый остров из космоса можно тут http://www.wikimapia.org/#lat=48.3966257&lon=35.1042554&z=19&l=0&m=b

Попасть на Трёхмачтовый (Каменоватый) остров можно только на лодке. Зато в Лоц-Каменку попасть легко, это именно то самое место, где заканчивается переход ЛЭП. Сфотографировать высоченные три «мачты» на Каменоватом острове можно с правого берега Днепра или с катера.

 

ЛОЦМАНСКАЯ КАМЕНКА

В Лоц-Каменке (она же Лоцманская Каменка, Верхоянское) находятся самые живописные «высоковольтные» места города. Опор ЛЭП в этих краях действительно очень много - все склоны усеяны высоковольтными опорами различных видов и модификаций - тут присутствуют и П-образные опоры, и Y-образные «рюмки», и классические – «башенные». Они относятся к линиям: Л31/Л32 (150кВ), Л204/238, Л237/Л237 и Л231 (330кВ). Особенность проходящей тут ЛЭП Л204/238, заключена в том, что эта ЛЭП 330кВ выполнена в габаритах линий 220кВ и фазы на линии не расщеплены, как на нормальных линиях 330кВ.

А вот ЛЭП 330кВ Л237/Л237 вообще уникальна. На каждой опоре подвешена только половинка каждой из 3-х фаз. Т.е. на каждой опоре-рюмке в отдельности подвешено только пол линии (!)

То, что выглядит как две цепи 220кВ на самом  деле - одна цепь 330кВ. Изначально, это как раз и было две ВЛ 220кВ, но потом их трансформировали в одноцепку ЛЭП 330кВ. Сделали это таким экзотическим способом: шесть фаз двух цепей 220кВ стали играть роль трех фаз одной цепи 330кВ.

Под ЛЭП, в основном, находятся дачные участки и огороды. На самом берегу Днепра, смежные анкерные опоры перехода ЛЭП окрашены в белый цвет, недавно на них были заменены изоляторы (с фарфоровых на стеклянные). Под опорами сохранилось немало осколков и почти целых изоляторных тарелок НЗ-6 (50-х годов выпуска) и ПФ180а (70-х годов). Вблизи этих опор находится небольшой памятник, напоминающий о кровавых боях при форсировании Днепра.

Посёлок Лоц-Каменка появился раньше Екатеринослава – в 1750 году, более 250-ти лет назад. Он служил пристанищем для казаков-лоцманов, которые руководили переправой судов через опасные Днепровские пороги. Когда построили Днепрогэс, образовалось Днепровское водохранилище, и все пороги затопило. Кстати, Лоц-Каменка, как и Приднепровск утратила независимость, влившись в состав Днепропетровска.

Особенно хороша Лоцманская Каменка в мае, когда тут всё цветет и глаз радуют лоскуты сочных зелёных полей различных оттенков, спускающихся к синему Днепру. Поселок Лоц-Каменка пересекают множество ЛЭП непосредственно связанных с Приднепровской ТЭЦ, а также Л231, линия 330кВ идущая сюда со стороны поселка Старые Кодаки.

 

СТАРЫЕ КОДАКИ

Посёлок Старые Кодаки примыкает к юго-восточной границе Днепропетровска. Он известен тем, что в нём сохранились остатки земляных защитных  сооружений Кодакской крепости, которая была описана Гоголем в повести «Тарас Бульба». Крепость Кодак была построена в 1635 году. По периметру бастионный прямоугольник равнялся 1800 м. С запада крепость поднималась над Днепром, со степи была окружена рвом. С юга – поля, которые были усыпаны кованными из железа колючками (против конницы). В 1944 г. на территории крепости был заложен гранитный карьер и к 1994 г. он уничтожил около 90% Кодакской крепости. Работы в карьере прекратились лишь в середине девяностых, однако исторический ландшафт был безвозвратно разрушен. Окончательное уничтожение исторического памятника было не допущено, благодаря тому, что карьер затопили водами из Днепра (теперь это озеро популярно среди рыбаков и отдыхающих).

Восточнее вышеупомянутого живописного озера, на берегу Днепра, находится редкая переходная опора ЛЭП, потрясающая всех кто ее видел, своей массивностью. На другой стороне реки стоит аналогичная опора. Высота каждой из них 85 метров, ширина основания 14,5х20 метров, а длина траверсы почти 30 метров. Две эти трубчатые АП-образные опоры образуют переход линии Л231 (330кВ) через Днепр. Изначально эти переходные опоры назвали «АП», а со временем похожие опоры, сооружённые при переходе через Каму, получили более определённое название «СА-85». АП-образные опоры отлично видны практически из любой точки Приднепровска и Лоц-Каменки, а в ясную погоду, и с нагорной части Днепропетровска. Их отличительной особенностью является то, что они состоят из стальных вальцованных труб большого диаметра. Эти опоры в профиль напоминают букву «А», а в анфас «П». В основании каждой из 4-х «ног» опоры расположены мощные железобетонные фундаменты. Переход в этом месте Днепра был разработан в 60-е годы Днепропетровским ОКП У.О. «Энергосетьпроект» для ЛЭП «Днепр-Донбасс 330кВ». Расстояние между двумя переходными опорами 1095 метров. Переходные опоры весят несколько сот тонн, а внутри труб находятся скоботрапы-лестницы, по которым ремонтные бригады поднимаются на их вершину. Попадают они во внутрь опоры через дверцу внизу одной из труб. Дверца закрывается на винтовой ключ, как гараж.

Каждая опора состоит из нескольких ярусов, которые окрашены в разные цвета. Первый, оранжевый ярус, второй белый и третий, красный, имеют в высоту 21 метр каждый, а последний этаж (белый) – 21,5 метров. Высота «рожек» - тросостойки для подвеса грозозащитных тросов порядка пяти метров. На каждом этаже по периметру расположены трапы для обхода опоры. С этой вышки открывается фантастический вид на красоты Днепра. Любопытно, что опора в старых Кодаках и её копия на противоположном берегу окрашены неверно, т.к. верхний сектор переходных опор ЛЭП по стандарту должен быть красного цвета, а в Старых Кодаках он белый.

Кстати, переход состоит не только из двух АП-образных опор, но ещё и из двух смежных анкерных опор типа У35м, (они воспринимают тяжение от перехода и отделяют его от остальной части ЛЭП).

Подробно ознакомится с фотосессией Старо-Кодацкого перехода можно кликнув по ссылке - http://novoklimov.io.ua/album190351

Гигантские опоры отлично видны из космоса http://www.wikimapia.org/#lat=48.3807964&lon=35.1445127&z=18&l=0&m=b

 

ЧАПЛИ И ПЕРВАЯ ГИДРОТУРБИНА НА ДНЕПРЕ

Возвращаясь к Приднепровской ТЭС, нельзя не упомянуть посёлок Чапли, который находится севернее электростанции. История посёлка Чапли (по-русски «Цапли») насчитывает несколько столетий. Особо стоит выделить период расцвета посёлка, а именно время когда эти земли принадлежали министру Императорского двора и уделов, выдающемуся государственному деятелю Российской империи Иллариону Ивановичу Воронцову-Дашкову. Именно он в начале ХХ века способствовал интенсивному развитию посёлка, где находилась главная экономия его земель. Он не использовал труд крепостных, а заменил барщину оброком, отдал земли в аренду крестьянам. Самое интересное, что по его приказу, в 1908 году в Чапли был приглашён профессор Альбицкий, который спроектировал для него водяную электростанцию. Так у Кодацкого порога появилась ПЕРВАЯ небольшая ГЭС на Днепре! У этой ГЭС была всего одна турбина, установленная в ста метрах от берега, на пороге. Мостки соединяли её с водяной мельницей у берега. Мощность ГЭС составляла 36 кВт. Она снабжала энергией лесопильный завод и сукновальню. Электростанция пережила революцию и гражданскую войну, служила некоторое время колхозникам. В 1932-м году ГЭС была разобрана, т.к. была введена в строй Днепрогэс и пороги были затоплены водами  водохранилища. Прошло несколько десятилетий, прежде чем в посёлке появилась новая электростанция, теперь уже тепловая. Приднепровская ТЭС строилась на острове южнее пос. Чапли. Теперь остров, как таковой, прекратил своё существование - речка Шиянка, отделявшая место для постройки ТЭС от берега, была почти полностью засыпана отходами строительства. Сейчас это довольно болотистое место очень популярное в качестве места для постройки дорогих особняков.

 

ИЛЛАРИОНОВО

На северо-восток от посёлка Чапли (который с 1977-го года является частью Днепропетровска) идут ЛЭП Л234 (330кВ), Л35/36 (154кВ) и Л401/402 (35кВ). Эти линии были построены в 50-60е годы, в период ввода в эксплуатацию Приднепровской ТЭС. Маршрут данных ЛЭП проходит через поля, которые простираются вплоть до железнодорожного перегона Игрень-Илларионово. Линия Л234 проходит западнее пгт. Илларионово, минуя золоотвал ТЭЦ. Затем Л234 пересекает железнодорожные  пути в районе посёлка Сад (ост.п.212км) и несколько десятков километров идёт по полям вплоть до подстанции «ПВЛ-330кВ» в Павлограде. А высоковольтные линии Л35/36 (154кВ) и Л401/402 (35кВ) проходят восточнее пгт. Илларионово. Этот посёлок назван так по имени того самого Иллариона Воронцова-Дашкова, которому принадлежали эти земли в конце ХIХ-начале ХХ века. В районе этой станции он имел 9000 десятин земли. Как сообщает в своей книге «Станция называется…» М.С. Богомаз, по указанию графа Воронцова-Дашкова, в Чаплях было сооружено водозаборное устройство, от которого был проведён водопровод до станции Илларионово, тут находились водоподъемные машины  и резервуар для воды, из которых она подавалась на станцию Синельниково. Таким образом,  одной лишь турбиной ГЭС техническое новаторство графа не ограничилось.

В полях под Илларионово проходят вышеупомянутые линии Л401/402. Эти высоковольтки имеют отпайку (ответвление) в виде короткой линии Л0410/0402. Л0410/0402 пересекает ж.д. магистраль Днепропетровск-Синельниково, а затем проходит под линией Л35/36 (см. фото «перекрёсток» ЛЭП) и заканчивается на тяговой подстанции. Особенностью этой ЛЭП является то, что все её промежуточные и анкерные опоры сделаны только из металла: сказывается тот факт, что на момент её постройки, в 50-х годах, железобетонные опоры ещё не получили широкого распространения на линиях 35кВ. Сейчас это очень редкие «старинные» опоры. Маршрут линии Л401/402, окружён полями с зерновыми. Уже с середины лета эти поля приобретают яркий жёлтый цвет, и хорошо видны даже с противоположного берега Днепра, в виде огромных жёлтых холмов на горизонте.

 

В этих же краях была также сооружена очень длинная ЛЭП 150кВ Л35/Л36. Не исключено, что это самая длинная ЛЭП такого класса напряжения.

 

ВЫСОКОВОЛЬТНЫЕ ПОЛЯ САМАРЫ

Если посмотреть на сопутствующую этому очерку карту, то можно увидеть отходящие на северо-восток от ТЭС линии красного цвета – это ЛЭП 154кВ: Л33 и Л34, Л83/84 и Л81/82.

Линии идут прямой полосой через поля, который даже ранней весной и поздней осенью имеют сочно зелёный цвет. Если вспомнить зелёные поля со стандартного рабочего стола Windows XP «Безмятежность», только добавить сюда опоры ЛЭП - можно приблизительно представить себе, как выглядят эти поля в мае месяце. Высоковольтные поля между Днепром и Самарой - это настоящий чердак города. С этих самых плоских полей, напоминающих поля для гольфа, открывается отличный вид на Приднепровск и противоположный берег реки. В этом месте, начинает казаться, что ты попал на крышу Днепропетровска с зелёных скатов которой можно рассматривать, бесконечные нити ЛЭП спускающихся к огромной Приднепровской ТЭЦ. А на западе видны сразу три моста на Днепре: Мерефо-Херсонский, Новый и двухэтажный Амурский, а также вся набережная Победы, в т.ч. первые небоскрёбы города – два 28-этажных жилых здания на Победе и даже две современные многоэтажные «башни» в центре города - самые высокие постройки в Днепропетровске. На юго-западе, словно ряд спичечных коробков на высоком холмистом горизонте, стоят 16-ти этажные дома на ж/м Тополь, а чуть ниже и дома ж/м Победа.  Просматриваются также Лоц-Каменка и район аэропорта, Чапли и переход ЛЭП Л231 в Старых Кодаках. Обернувшись в сторону реки Самары, вы можете в деталях рассмотреть жилмассив Северный и огромный промышленный массив, возвышающийся над крупнейшей железнодорожной станцией страны – Нижнеднепровск - узел. Далеко на северо-западе белеют 16-этажки «Левобережного». В общем, с точки зрения обзорности, лучшего места в городе просто нет!

 

ЗОЛООТВАЛ ТЭЦ

А вот если взглянуть на восток, то взгляду откроется совсем иная картина - что-то блестящее в долине окруженной живописными склонами. Это серия балок, заполненная золой с ТЭЦ. Самая западная из Чаплинских балок – это балка с одноимённым названием – «Западная». Она имеет довольно жутковатый вид, т.к. заполнена в данный момент сухим серым пеплом, словно после извержения вулкана. Дело в том, что зола с Приднепровской ТЭЦ, под напором воды поступает в балки, превращённые в золоотвал. Вода из золоотвала, по водосбросным колодцам попадает в канал осветленной воды, и со временем попадает в Днепр. А вот сотни тонн мёртвого слоя промышленного выброса в виде золы оседает на дне этих балок. Там, где воды побольше -  балки выглядят, словно их залили битумом, а где воды не осталось вовсе - дно балки, словно руины Помпеи. Само дно балки напоминает  поверхность безжизненной далёкой планеты из фантастического рассказа. Сухая серая зола занимает огромную площадь, уходя к зеркалу водной глади «озера» золохранилища. В южной горловине золоотвала обитает старое «железное чудовище» – землесосный снаряд. Это плавучая землеройно-транспортирующая машина. Работа данного агрегата основана на том, что он перекачивает воду вместе с золой, т.н. пульпу, по трубам в другое место. Трубы эти частично лежат на поверхности воды (на понтонах) и называются пульпопроводами. Особенно интересный элемент земснаряда - это фрезерный разрыхлитель, огромная роторная «мясорубка». Этим инструментом земснаряд разрушает золистые отложения, перед тем как всосать в свой пульпопровод.

Через золоотвал проходит одна из приднепровских ЛЭП 150кВ - Л81/82. Линия, минуя кладбище, пересекает золоотвал и уходит в поля, в сторону Павлограда. А ещё, возле каскадов у плотины золоотвала есть подстанция с официальным названием «Золоотвал 35кВ». Кстати, каскады тоже стоит посмотреть, интересное сооружение.

 

ИГРЕНЬ

Тем временем, высоковольтные линии 150кВ: Л33, Л34, Л83/84 продолжают идти через самарские поля, через «чердак» города. Далее, через восемь километров, они спускаются с зелёных холмов к реке Самаре.

В районе улицы Кокчетавской, эти ЛЭП выходят на берег Самары и пересекают реку с помощью высоких береговых переходных опор серого цвета. Чуть южнее перехода Л33/Л34 и Л83/84 расположен «рюмочный» переход линии 35кВ Л397. Эта воздушная линия питает подстанцию «Рыбальское». Именно так называется посёлок в устье Самары, на левом её берегу. Когда-то это был выселок немецкой колонии Иозефсталь (теперь - Самаровка). А в наши дни, Рыбальское является частью жилого массива Днепропетровска – Игрени, в котором кроме жилых домов, находится крупнейшая в Украине психиатрическая клиника, а также танковый полигон и тюрьма (колония №133).

 

ПЕРЕХОД ЛЭП ЧЕРЕЗ САМАРУ

Линии, идущие от ТЭЦ: Л33/Л34 и Л83/84 (150кВ) пересекают реку Самару с помощью башенных двухцепных опор и выходят к восточной горловине одного из крупнейших железнодорожных узлов в СНГ – Нижнеднепровск - узел.

На каждом берегу Самары стоят три  переходные опоры, в их числе «рюмка» (опора с тонкой ножкой, напоминающая профиль рюмки) для перехода Л397 (35кВ). Ещё тут расположена антикварная опора без проводов - по виду очень старая переходная опора, вероятно довоенного периода, сооруженная при помощи заклёпок. Данная опора предназначалась для перехода ЛЭП 35кВ через Самару, и была сооружена во времена бурной электрификации. Со временем появились опоры-«рюмки», которые заменили старые башни, однако одну из двух переходных «заклёпочных» опор сохранили для потомков. Подробно этот переход был описан тут http://novoklimov.blogspot.com/2011/02/35150.html

 

Если зайти на территорию дачного посёлка, то можно близко подобраться к основаниям этих высоченных опор. Часть из них стоит прямо на чьих-то участках. Место это довольно живописное - если выйти на берег реки в районе дачного посёлка, то можно увидеть обширную территорию водохранилища в устье Самары. Во время сильного ветра, на берегу, слышится очень громких гул в проводах более чем полукилометрового перехода ЛЭП через Самару. Параллельно переходу ЛЭП проходит автомобильный и железнодорожный Самарские мосты. По последнему из них постоянно проходят грузовые составы. В общем, данный уголок города производит впечатление весьма оживленного промышленного узла.

 

СЕВЕРНЫЙ ЖИЛМАССИВ

Минуя реку Самару Л83/84, а также их постоянные спутники - линии Л33 и Л34, входят в самый «железнодорожный» район города - жилмассив Северный. Улицы Семафорная, Кондукторская, Электровозная, Деповская, Вагонная, Переездная  и прочие ярко отображают специфику района, находящегося на пересечении основных железнодорожных магистралей области. Правда, что тут делает улица Дирижабельная, науке пока неизвестно…

На Северном жилмассиве есть две линии-«вампира», паразитирующие на линиях Л33 и Л34. Ничего страшного в этом нет, это просто отпайки – разновидность ответвления ЛЭП. Отпайки черпают энергию из основной ЛЭП, в данном случае из Л33 и Л34. Эти отпайки несут отобранную энергию в Новомосковск.

Высоковольтные магистрали Л83/84 и Л33 и Л34 солидно минуют многоэтажки в тупике маршруток и через просеку в сосновом бору выходят на главную магистраль района - улицу Винокурова, которая известна благодаря Центральному авторынку. Проходя мимо аккумуляторного завода, Л83/84, Л33 и Л34 как раз пересекают это место сборища автолюбителей.

 

НАЧАЛО АОРТЫ

Именно в районе авторынка формируется явление под условным названием «Аорта». Эта самая «Аорта», вернее «Энергоаорта» не что иное, как полоса параллельно идущих ЛЭП 150кВ, дающих свежую «кровь» - электроэнергию для работы сердца промзоны - «Аортинской» подстанции КЛ. Она, в свою очередь разносит её по мелким менее мощным «капиллярам» - ЛЭП 35кВ, снабжая энергией каждый уголок огромнейшего массива промышленных предприятий днепропетровского левобережья. Уже хорошо известные вам линии Л83, Л84, Л33 и Л34, идущие сюда с Приднепровской ТЭЦ, являются основной силой энергоаорты - её главным притоком. ЛЭП Энергоаорты - главнейшие высоковольтные линии 35 и 150кВ, снабжающие десятки крупных и мелких промышленных предприятий этого района Днепропетровска. Подробнее об «Аорте» написано в следующей части очерка.

Заканчиваю знакомство с юго-восточным и северо-восточным районами города.

Следующее описание посвящено центру и северу Днепропетровска.

 

Ваши замечания и пометки присылайте мне на ящик Energoliner(собака)i.ua

© Дмитрий Новоклимов 2011

©  Фотогалерея ЛЭП «POWERLINER» 

http://novoklimov.blogspot.com/



Обновлен 18 янв 2013. Создан 31 мая 2011



  Комментарии       
Всего 1, последний 3 года назад
Novoklimov 17 мар 2011 ответить
Полный фотообзор этой статьи (50 фото) тут http://novoklimov.blogspot.com/2011_03_01_arc
hive.html
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником