Переходные опоры ЛЭП

Общие сведения о переходах линий электропередачи через водные преграды



Некоторые воздушные линии электропередач высокого напряжения (ВЛ ЛЭП) пересекают реки, протоки, проливы, водохранилища. В местах пересечений сооружаются специальные переходы. Переходы обычно состоят из больших опор, обеспечивающих необходимый габарит при наивысшем уровне воды, для прохождения судов, а также из концевых опор, отделяющих переход от ЛЭП, и воспринимающих тяжение всех проводов и тросов, (на больших переходах провода и тросы крепятся не к концевым опорам, а к якорям).
Отделение переходов вызвано тем, что для повышения надёжности, переходы строятся с большим запасом прочности, чем ВЛ. На больших переходах длина пролетов достигает 1,5 км и более. Концевые опоры обычно устанавливаются на расстоянии в половину длины переходного пролёта (при больших пролётах не менее 400 м).
Сооружение переходов весьма сложно, трудоемко и дорого, поэтому, при возможности пытаются применить более простые и дешёвые конструкции. Большую экономию сил и средств даёт установка опор на острове или на отмели. Именно переходные опоры самые тяжёлые и высокие из всех опор ЛЭП. Нередко их окрашивают в яркие цвета, например, часто встречаются красно-белые опоры, применяют оранжевый, серый и другие цвета. Переходные опоры для ЛЭП 220-750 кВ, в основном выше 60-и метров.
Одна из самых высоких опор, созданных в СССР, АТ-188 достигла высоты 188 метров. Она могла нести две цепи 220 кВ или одну 500 кВ. Вес АТ-188 достигал 470 тонн (см. рис. 1а). Однако в мировой практике известны опоры высотой свыше 300 метров!
При высоких берегах высота переходных опор уменьшается или переходные опоры совсем не устанавливаются, при этом провода и тросы закрепляются на отвесных берегах, что значительно уменьшает стоимость перехода.
В СНГ примерно 25% переходов ВЛ сооружено в местах, где у реки один высокий берег, а 6% - два высоких берега. Уменьшение высоты переходных опор достигается применением тросовой подвески проводов, а полное исключение переходных опор возможно благодаря использованию железнодорожного моста для прохождения ВЛ.
При проектировании переходов уделяется много внимания выбору места пересечения речки. Изучаются многолетние климатические и гидрологические данные, производятся тщательные геологические изыскания, уточняется судоходный габарит. Если конструкции переходных опор полностью отличаются от конструкций опор, устанавливаемых на ВЛ, то такие опоры называются специальными переходными. На некоторых переходах устанавливаются обычные линейные опоры с подставками (входящими в основание конструкциями). Такие опоры называются повышенными и применяются обычно при коротких переходах.

НЕКОТОРЫЕ ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПЕРЕХОДНЫХ ОПОР

1) Одноцепные мачты типа «рюмка» (Y-образные) применяются при переходе одноцепной линии. Пример установки такой - мачты ПС-101 на реке Волга (см. фото № 2). Предел высоты таких мачт находится в диапазоне 110-120 метров.
2) Классические башенные опоры, применяются как на одноцепных, так и на двухцепных и многоцепных переходах. Иногда переход приходится сооружать в узком «коридоре», поэтому, для столь стесненных условий используют многоцепные переходные опоры (особенно часто в Японии).

Примеры башенных опор:
фото № 3 – переход линий 150 и 330 кВ через р. Днепр, напротив Приднепровской ТЭС (опоры типов АП и АМТП, разработанные в конце 50-х годов Днепропетровским ОКП Харьковского отделения института «Теплоэлектропроект»);
фото № 4 - один из старейших переходов в бывшем Советском Союзе. Это переход через р. Днепр ЛЭП 154 кВ постройки конца 40-х годов (спроектирован в конце 20-х годов). Три опоры стоят на острове Хортица, а часть на левом берегу, в Запорожье;
фото № 5 - переход двухцепной ВЛ 110 кВ через Куяльницкий лиман, (Украина).
фото № 6 - слева видна «рюмка» перехода 35 кВ, а справа две классические башенные опоры на 150 кВ. Переход через р. Самару в Днепропетровске.

3) Качающиеся переходные опоры представляют собой плоские Л-образные конструкции, шарнирно соединенные с двумя фундаментами. Наверху расположена траверса для крепления четырех несущих тросов, удерживающих опору в вертикальном положении. Ниже расположены еще три траверсы для подвеса проводов (применяется также вариант расположения проводов на двух траверсах, что позволяет несколько сократить высоту опоры, а, следовательно, и ее массу). Применение качающихся опор дает некоторую экономию металла и упрощает конструкцию фундамента переходной опоры. Переходы на опорах такой конструкции целесообразно сооружать на заливаемых при половодье поймах рек.

4) Трехстоечные опоры, как видно из названия, имеют три стойки, каждая из которых предназначена для подвески проводов одной фазы. Применение такой опоры вместо тяжелой одностоечной трехфазной упрощает монтаж опоры. В своё время был разработан образец такой опоры 3АС-50 (см. фото № 7). Всё началось с того, что возникла необходимость осуществить переход ЛЭП 500 кВ Рыбинск - Череповец через три реки – Волгу, Согожу и Шексну. Для этих целей, на переходах, предполагалось применить трубчатые АП-образные опоры СА-50 высотой 50 метров и весом по 155 тонн каждая, с монолитным железобетонным фундаментом. Но по предложению треста «СпецСетьСтрой», одной проектной организацией, была разработана опора 3АС-50, состоящая из трёх отдельно стоящих стоек весом 45 тонн каждая. Это позволило снизить расход металла на 120 тонн, снизить трудозатраты на 2000 чел.-часов, применить облегчённую схему подъёма опор методом поворота и сэкономить 222 тыс. советских рублей. Поэтому, в дальнейшем, семейство подобных опор пополнилось новыми типами.

5) АП-образные опоры. Применяли их при переходах одноцепной линии. Состоят, как правило, из труб большого диаметра (до 1300 мм).
Пример опор этого семейства – тип АП, высотой 85 метров и весом 184 тонн (см. фото № 8).

6) Опоры на базе многогранных гнутых стоек (МГС). В основу этих переходных опор (как П-образных, так и башенных) заложены многогранные гнутые стойки. Такие опоры у нас ещё встретишь нечасто, переходы с применением МГС более характерны для стран дальнего зарубежья.

© Д. Новоклимов 2011 «POWERLINER»
Фотогалерея ЛЭП - WWW.NOVOKLIMOV.IO.UA
Для связи со мной – Energoliner(собака)i.ua
Не забудьте посетить фотоблог о ЛЭП http://novoklimov.blogspot.com/



Обновлен 18 янв 2013. Создан 22 мар 2009



  Комментарии       
Всего 1, последний 2 года назад
dmitriypetricin 07 авг 2014 ответить
а можете скинуть список высоких ЛЭП и переходных ЛЭП,которые находяться в Ростовской области.
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником