Высоковольтное кольцо Днепропетровска. Часть третья. Западная и южная части города.

Краткий путеводитель по ЛЭП города, продолжение.



ВНИМАНИЕ! Это неполная версия статьи. Полная версия опубликована тут:
http://novoklimov.blogspot.com/2011/05/blog-post_31.html

Краткий путеводитель по ЛЭП города, продолжение.
В данной части очерка описаны линии электропередачи в районах, окаймляющих Днепропетровск с западной и южной стороны. Именно тут расположены самые мощные ЛЭП в городе и крупнейшая электроподстанция – Днепропетровская-330кВ.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОД ЛЭП Л33
Вторая часть путеводителя завершилась описанием ж/м Фрунзенского и перехода ЛЭП Л925. Линия Л925 (150кВ), пересекает Днепр параллельно Кайдакскому мосту. Переход был сооружён во времена индустриализации 30-х годов, и входил в Западное кольцо ЛЭП 154кВ (он был создан примерно в то же время, что и переход линии Л12А). В 1935-м году этот переход принадлежал одноцепной ЛЭП 154кВ, (индекс Л33). Эта линия связывала подстанцию завода Коминтерна на левом берегу с подстанцией завода имени Петровского, на правом. Сегодня, в первоначальном виде, как таковой линии Л33 не существует. А старый переход «достался в наследство» послевоенной линии Л925. Уникальным является, то, что переходные опоры не были разрушены во времена оккупации и дожили до наших дней в почти первозданном виде. Большинство горожан не подозревают о том, что этим гигантским опорам почти 80 лет.
На момент создания, это был один из крупнейших одноцепных переходов ЛЭП в Советском Союзе. В данный момент переход линии Л925, как и во времена первых пятилеток, продолжает исправно нести свою службу. Протяженность перехода составляет приблизительно 1300 метров. Он состоит из двух концевых опор – «крокодильчиков», по одному на каждом берегу Днепра, а также из трех переходных опор. Первая переходная опора стоит возле левого берега, на острове Девятнадцатом (http://www.wikimapia.org/#lat=48.4995913&lon=34.9776685&z=19&l=0&m=b), вторая в акватории Днепра, а третья на правом берегу, на Заводской набережной.
Если переходные опоры у всех на виду (они отлично просматриваются с Кайдакского моста), то «крокодилов» мало кто видел. Один из них находится за ж/м Фрунзенский (левый берег), а второй возле отвалов завода Петровского (правый берег). Стоит отметить, что большая часть опор на ЛЭП Л925 – современные, с довоенного времени остались лишь переходные, концевые и пара анкерных опор «Свирского» типа.
Эти опоры находятся на правом берегу, рядом с «крокодилом». Большинство опор «свирского» типа закончили свою службу в качестве металлолома, но данная опора уцелела со времени, когда было построено «Западное кольца 154кВ».
Западное кольцо - система мощных линий электропередачи, построенных в 1930-е годы в Днепропетровске, для того чтобы максимально охватить промышленную часть Днепропетровска и обеспечить её энергией Днепрогэса, введенного в действие незадолго до этого. Полностью в эксплуатацию Западное кольцо было введено в 1935-м году.


ПС «ПЕТРОВКА» и ДМЗ им. Г.И.Петровского
Чтобы выйти к подстанции, где заканчивается линия Л925 нужно попасть в самое «сердце» промзоны, место грязное, с большим количеством собак, пустырей и руин. ПС «Петровка-150кВ», именно так называется местная подстанция, где завершается линия Л925.
Электроподстанция «Петровка» - одна из первых ПС в Днепропетровске, была пущена как звено в цепи "Западного кольца ЛЭП-150кВ" в 1932 году, с подачей первой электроэнергии с Днепрогэса. Изначально «Петровку» соединила с Узловой подстанцией линия Л13, чуть позже заработали линии Л14 и Л33.
После изгнания оккупантов, некоторое время генераторы на заводе им. Петровского вырабатывали ток и передавали электроэнергию для города именно через эту подстанцию. Сегодня «Петровка-150кВ» очень изменилась, остались лишь опоры перехода и «крокодилы», как напоминание об ушедшей эпохе.
На ПС «Петровка» завершается ещё одна необычная линия - Л85/86. Из-за суровых условий эксплуатации, эту относительно маломощную ЛЭП (150кВ) сделали с расщеплением фаз. Это связано с сильным загрязнением атмосферы в промышленном районе. Расщепление фаз обычно применятся на классах напряжения, начиная с 330 кВ и выше (очень редко на 220кВ). Так что, эта линия - просто экзотика: сам по себе редкий класс напряжения - 150кВ, да ещё и в расщепленном исполнении!
Рядом с ПС «Петровка» расположен Днепропетровский металлургический завод им. Г.И.Петровского - одно из крупнейших промышленных предприятий Днепропетровска. Именно строительство Брянского завода (первое название) стало началом промышленной модернизации города и открыло новую эпоху в жизни Екатеринослава (старое название Днепропетровска). Строительство завода поручили инженеру-технологу А.М.Горяинову, который и стал первым директором завода. Александровский Южно-Российский завод Брянского акционерного общества был основан 22 мая 1887 (по дате ввода в эксплуатацию доменной печи № 1). После гражданской войны перед брянцами была поставлена задача, в кратчайший срок наладить выпуск, в первую очередь, деталей для машин, проката, металлоконструкций и паковок. К концу 1925 года восстановительные работы на заводе были полностью завершены, и по состоянию агрегатов завод считался одним из лучших среди металлургических заводов «Югостали». Во время Великой Отечественной войны оборудование завода эвакуировалось на действующие заводы Востока. Началась вторая жизнь оборудования Петровки под лозунгом «Все для фронта, все для победы». После освобождения г. Днепропетровска от немецко-фашистских захватчиков в октябре 1943 года начались работы по восстановлению разрушенного гитлеровцами завода.В первую очередь было решено пустить сортовой стан «550», толстолистовой и тонколистовой станы, затем рельсобалочный цех. В настоящее время в составе завода 4 основных цехов и 20 вспомогательных. С 1 ноября 2010 г переименован в ПАО "Евраз - ДМЗ им.Петровского". В данный момент работает лишь в малую часть соей мощности.

ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОРИДОР ЛЭП 150кВ
Между ДМЗ им. Петровского, заводом металлоконструкций им. Бабушкина и Днепром проходит Заводская набережная. Именно отсюда иногда можно наблюдать за эффектным сливом шлака в отвалы.
Также по Заводской набережной проходит единственная в городе многоцепная ЛЭП 150кВ. Многоцепной «индустриальный» коридор ВЛ был тут просто необходим, т.к. в условиях заводской застройки, нескольким параллельным линиям, было бы тут слишком тесно. Именно многоцепные опоры позволяют справиться с такой проблемой, поскольку несут на себе больше линий, чем обычные опоры, а значит, экономят место. Многоцепные опоры в основном распространены в развитых странах, ввиду дороговизны земли. У нас же многоцепные воздушные линии встречаются пока относительно не часто. Установленные на Заводской набережной массивные башенные опоры держат на себе сразу шесть цепей. Все эти цепи связаны с ПС Петровка и служат для электроснабжения подстанций в этом районе, часть из которых расположены в промзоне, на заводских территориях. Две цепи этого коридора доходят по набережной Днепра до недостроенной гостиницы Парус, где они завершаются на городской подстанции №1 (ул. Столярова). Именно отсюда, в конце 19-го века, электрификация города брала свое начало.

ПЕРВАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ ЕКАТЕРИНОСЛАВА
В 1897 году, в Екатеринославе, на углу улиц Петербургская и Фабричная (ныне ул. Ленинградская и Столярова), строится Центральная электрическая станция (ЦЭС). Возводила электростанцию бельгийская фирма по договору с городской управой. Станция принадлежала акционерному обществу ЦЭО (Центральное электрическое общество) и производила электрическую энергию для освещения города, функционирования трамвая и т.п. Несколько десятилетий подряд именно эта теплоэлектростанция была основным источником электроэнергии для города.
В марте 1902 года строительство станции было окончено и город мог освещаться 200 дуговыми фонарями, постепенно увеличивая их число так, чтобы вскоре довести их количество до нормы – 450-ти. Городское Управление следило за правильным использованием электрической энергии и наказывало нерадивых. Так, в 1912 году околоточный надзиратель за то, что во время дежурства в полицейском управлении в 3 часа 30 минут ночи не выключил электрическое освещение, был наказан семью внеочередными нарядами.
Электростанция состояла из трех корпусов. В двух производственных корпусах находились парокотельное оборудование и устройства подачи топлива, паровые машины с электрогенераторами, аккумуляторная батарея и ряд вспомогательных производств. В третьем корпусе, на пересечении нынешних улиц Ленинградской и Столярова, располагалось трехэтажное здание админуправления, впоследствии и до настоящих дней оставшееся административным городских электрических сетей.
В начале декабря 1917-го года ЦЭС была остановлена директором из-за убыточности предприятия. Поэтому прекращают работу трамваи, фабрики, заводы, не освещается город, заседания Городской Думы проходят при свечах. В 1918 году на Украину наступают австро-немецкие оккупанты. Горэлектросеть начинает свою деятельность лишь после освобождения города от деникинской армии в январе 1920 года. В период гражданской войны ЦЭС работала с большими перебоями, но была полностью восстановлена уже в 1923-м году. Тогда ЦЭС получила название «Заря коммунизма». Вот вид на ЦЭС из космоса http://www.wikimapia.org/#lat=48.4754819&lon=35.0341022&z=18&l=0&m=b
Весной 1932 года завершилось строительство гидроэлектростанции имени В. И. Ленина – Днепрогэса. Именно с этого момента начинается история развития электросетей Приднепровья. Одновременно со строительством Днепрогэса осуществлялось и строительство электрических сетей 35 и 154 кВ «Западного кольца» в городе Днепропетровске. К моменту ввода в эксплуатацию первых агрегатов Днепрогэса практически было закончено строительство этих сетей.
С 11 июля 1932 года электроэнергия Днепрогэса пришла в Днепропетровск. В семь часов утра приняла ее подстанция «Петровка». Вечером того же дня ярким светом вспыхнули уличные фонари, появилось электричество в квартирах жителей заводской слободы - Чечеловки, а также на Пушкинском проспекте, в Нагорном районе города... Несколько дней спустя на Днепровскую энергию перешла вся промышленная и бытовая сеть Днепропетровска.
А электростанция «Заря коммунизма» в мае 1932 года была передана новой энергосистеме «Днепроэнерго». Электростанция вскоре была остановлена. Всю электрическую нагрузку приняла подстанция «Городская» (построенная в 1932 году) с питанием от Днепрогэса. Сейчас она называется «ПС Городская №1». В наши дни городская подстанция №1, связана воздушными линиями с ПС «Петровка» и кабельными линиями с ПС «Кировская». Когда-то эти линии тоже были воздушными, но ввиду их прохождения через центральный парк отдыха имени Лазаря Глобы, их перевели в кабель. Перед кинотеатром «Родина», на ул. Столярова до сих пор сохранилась широкая незастроенная полоса, что позволило сделать тут сквер. Именно тут проходили две воздушные линии 35кВ, начинающиеся на Узловой ПС.

«ОРБИТА»
В центре города, воздушных линий 35-150кВ, кроме как на набережной, практически нет, поэтому можно вернуться к ПС «Петровка-150кВ» и продолжить описание линий на западе Днепропетровска.
Мною уже была упомянута ЛЭП Л85/Л86, вольтажом 150кВ (с расщеплением фаз). К Петровке эта ЛЭП идет через парк им. Ленина, рядом с которым расположен выработанный Краснокаменский карьер. В данный момент он затоплен. Это позволяет жителям ж/м «Красный Камень» и «Коммунар» купаться тут в летнюю жару. Зимой «озеро» может играть роль катка.
Проходя мимо карьера, ЛЭП Л85/86 поднимаемся к Днепропетровскому электровозостроительному заводу (ДЭВЗ). Это предприятие было основано в 1934 году как паровозоремонтная база Украины. В 1958 году производство было перепрофилировано на выпуск промышленных электровозов, в связи, с чем завод получил новое название - "Днепропетровский электровозостроительный завод". В 1993-1995 гг. на "ДЭВЗе" был разработан и изготовлен первый украинский магистральный электровоз ДЭ-1.В настоящее время НПО "ДЭВЗ" производит магистральные, промышленные, шахтные электровозы и другие электротехнические изделия.
Рядом с линией Л85/Л86, неподалеку от ДЭВЗа, находится депо Днепропетровского метро (http://www.wikimapia.org/#lat=48.4709154&lon=34.9265993&z=17&l=0&m=b&v=8). Днепропетровский метрополитен насчитывает 6 станций, расположенных на одной линии. Длина её составляет 7,8км. Метрополитен был открыт в декабре 1995-го года. Это был первый метрополитен на территории бывшего СССР, открытый после его распада. Днепропетровский метрополитен является самым коротким метрополитеном в мире, а в Книге рекордов Гиннеса самым коротким назван Екатеринбургский метрополитен, несмотря на то, что он имеет длину 9,5км и включает в себя 7 станций, что на 1,7км длиннее и на одну станцию больше Днепропетровского. Сегодня, особой роли в городских пассажироперевозках, Днепропетровский метрополитен не играет. Рядом с депо метрополитена, носящим название "Диёвское" (ТЧ-1) высоковольтная линия Л85/Л86 встречается с линией Л13/Л14. Это происходит на улице Орбитальной, от её названия и происходит название местной высоковольтной формации – «Орбита». Также слово «Орбита» применялось, в свое время, для обозначении адреса ДЭВЗа в телефонных справочниках.
На «Орбите» линия Л13/Л14 завершаются на подстанции, которую без лишней фантазии назвали «Заводская». А в свое время, ещё до постройки «Заводской ПС», линии Л13/Л14 входили в состав «Западного кольца 154кВ» и связывали ПС Узловую с ПС «Петровка». Именно по этим линиям первый ток с Днепрогэса пришел на Петровку. Сегодня от первоначальных линий Л13 и Л14, вероятно выполненных на «свирских» опорах, ничего не осталось. В наши дни линия Л13/Л14 выполнена на относительно современных двухцепных опорах и связывает ПС Днепропетровская-330кВ с рядом подстанций города (имеется несколько отпаек). Юго-восточнее «Орбиты» находится так называемый Сухой остров. Этот «остров» затесался между ОАО "Днепротяжмаш" и коксохимическим заводом ОАО "Днепрококс". Через Сухой остров проходит ЛЭП 150кВ Л931/Л932, а также тут должно пройти будущее Кайдакское шоссе.


ОТПАЙКА НА ЗАПАДНОМ
В связи со строительством лакокрасочного завода в начале 1950-х гг, чуть южнее ДЭВЗа, развивается новый поселок Западный. Со временем на месте поселка возник жилой массив Западный, где преобладала многоэтажная застройка (5-9 этажей). Сегодня самое приметное здание, на Западном, городская больница № 4. Это огромное многоэтажное ярко-жёлтое строение, напоминающее корпус какого-то завода. Оно отлично видно за несколько километров, с путепровода над южной горловиной ст. Обводная. Именно рядом с этой больницей, на улице ближней, можно увидеть классический пример так называемой отпайки ЛЭП. Как известно, высоковольтные линии иногда имеют ответвления. Эти ответвления называют иногда отпайками. Отпайка — это отросток высоковольтной линии, который передает мощности на второстепенную подстанцию. Отпайку нельзя назвать самостоятельной линией, это своего рода «щупальце», отходящее от главной линии. На ж/м Западный находится отпайка ЛЭП 150кВ Л13/Л14.
Перпендикулярно линии Л13/Л14 отходит этот отросток, состоящий из 2-х цепей. В месте, где отросток собственно отпаивается от линии-родоначальницы, расположены порталы, на которые повешены ВЧЗ – высокочастотные заградители. Они напоминают гигантские осиные гнезда, или плетёные металлические корзинки. Высокочастотные заградители применяются для уменьшения утечки токов высокой частоты через параллельные присоединения к линии электропередачи. Это могут быть не только отпайки, но и шины подстанций, заземления.
Отпайка на ж/м Западный носит обозначение Л013/Л014. Этот индекс можно трактовать как «линия Отпайка 13/14». Данная отпайка далеко не единственная в послужном списке линии Л13/Л14. Отпайки на этой ЛЭП есть ещё в нескольких местах.

ВОЙЦЕХОВО И ПС ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ-330кВ
Юго-западнее жилого массива Западный, на краю широкой Войцеховой балки, расположилась крупнейшая в городе электроподстанция – «Днепропетровская 330кВ/150кВ/10кВ», известная также как ПС ДП-330кВ. Расположена она уже фактически за границей города, в полях южнее Диевки. В данном путеводителе я буду называть её ПС «Войцехова».
«Войцехова» подстанция начала свое существование в 70-е годы ХХ века. Время ввода её мощностей в эксплуатацию - 1977-1987 гг. В 70-е годы она была вклинена в уже существующие линии 330кВ, посредством разрезок. Разрезка представляет собой параллельные заходы ЛЭП на подстанцию, проведенные от места разрезания линии на две части, таким образом, из одной линии получается две. По сути, проходящие мимо подстанции линии 330кВ были разрезаны и заведены на Войцехову подстанцию. Таким образом, при строительстве этой подстанции не пришлось специально строить новые ЛЭП 330кВ. Провели только небольшие участки линии, связывающие уже давно существующие ЛЭП 330кВ с новой подстанцией.
Благодаря применению разрезок стало возможным создание такой крупной подстанции, которая даже получила название в честь находящегося рядом города – Днепропетровска. Эта подстанция по сей день является единственной крупной подстанцией 330кВ в окрестностях Днепропетровска, не считая повышающей ПС Приднепровской теплоэлектростанции. Что касается ЛЭП 150кВ, то большинство из них были специально созданы для Днепропетровской подстанции. Именно тут берут свое начало ранее упоминавшиеся линии: Л85/Л86 (с расщеплением), Л13/Л14, а линия Л16/Л27, о которой говорилось во второй части путеводителя, связывает Войцехову ПС с Узловой подстанцией. Вот вид на Войцехову балку из космоса http://www.wikimapia.org/#lat=48.441757&lon=34.911021&z=17&l=0&m=b
Рядом с Войцеховой подстанцией проходит железнодорожная ветка и имеется ст. Войцехово. Войцехово представляет собой маленькую линейную станцию, играющую роль разъезда и остановочного пункта для электропоездов. Открыта она была в 1934 году, вместе с железнодорожной веткой, которая связала ст. Встречную и ст. Сухачёвка, создав, таким образом, возможность для развития подъездных путей для многочисленных промышленных предприятий в южной части города. Название станция получила от Войцеховой балки, к югу от которой расположен массив частного сектора – Краснополье.
Тишину возле разъезда нарушает лишь постоянный гул, идущий со стороны лесополосы. Это гудит та самая мощная подстанция. Возле неё есть что посмотреть - балка, на краю которой она расположена, весьма живописна, особенно поздней весной. Напротив Войцеховой подстанции, на склонах нескольких холмов, расположен действующий любительский мотодром. Имеется в балке также маленький ставок. Это неплохое место для отдыха и пикников. Балка Войцехова довольно длинная, вдоль всей её протяженности проходит коридор из ЛЭП 150 и 330кВ. Высоковольтные линии проходят не по дну балки, а чуть западнее, по полю.
К сожалению, в нескольких километрах от Войцеховой балки расположен завод по переработке твердых бытовых отходов (в просторечии - мусоросжигательный завод). Он является источником загрязнения атмосферы, а его отвалы – источником загрязнения подземных вод и почв. Перед заводом расположены руины, какого то недостроенного сооружения. Место весьма зловещее, однако, и тут живут люди - рядом с заводом есть несколько полноценных улиц частного сектора «Субкраснополья» (ул. Безлесная и Ставковая). Эти улочки отсечены от основной части Краснополья шумным Криворожским шоссе.

РАЗВЯЗКА ЛЭП ПОД КРАСНОПОЛЬЕ
Краснополье - поселок, включенный в состав Днепропетровска в качестве жилого массива. Большую часть Краснополья занимает частный сектор. На территории поселка имеются множество ЛЭП самых различных классов напряжения, вплоть до 330кВ. Именно тут расположены самые мощные ЛЭП города, которые проходят по всей южной кромке Краснополья. Эту территорию, я условно называю Южным Краснополье (район Войцеховой балки, я описываю как Западное Краснополье, а Россоховатую балку и застройку вплоть до ст. Днепропетровск-Грузовой– Восточное Краснополье). Официального деления Краснополья не существует, однако для удобства описания ЛЭП такое деление вполне уместно, если учесть, что его территория огромна.
При въезде в Краснополье с Криворожского шоссе, со стороны птицефермы, отлично видно множество высоковольтных линий. Именно за Краснопольской птицефермой «Курочка Ряба» находится место, где в свое время была осуществлена разрезка нескольких цепей ЛЭП 330кВ, для того, что бы связать существующие ЛЭП со строящейся Войцеховой подстанцией. Сейчас место разреза выглядит как настоящая развязка, где одни ЛЭП проходят над другими. Это своего рода перекресток линий ЛЭП 330кВ: тут встречаются ЛЭП идущие сюда с востока, запада севера и юга. Это одно из тех мест Днепропетровска, где концентрация ЛЭП максимальна. Рядом с птицефермой, помимо развязки ЛЭП 330кВ, имеется недавно реконструированная подстанция 150кВ «ГП». Вот вид на развязку из космоса http://www.wikimapia.org/#lat=48.4015711&lon=34.8915267&z=17&l=0&m=b

ЛЭП «ПСЕВДО-220кВ»
Двухцепные ЛЭП 330кВ, в этих местах, необычны. В конце 50-х годов тут были построены ЛЭП Л37/Л38 и ЛЭП Л204/205. Эти линии были предназначены для связи новой Приднепровской электростанции с мощными подстанциями, что сооружались в те времена. Обе линии были созданы с применением опор 220кВ. Линии Л37/Л38 несли электроэнергию от Приднепровской ТЭС к подстанции «Днепродзержинская узловая 150кВ». Днепродзержинск, как мощный индустриальный центр с большим потенциалом нуждался в дополнительной электроэнергии. А Л204/Л205 снабжали подстанцию возле гигантского Северного обогатительного комбината в Кривом Роге. Она получила название «Первомайская 330кВ». Шло время и требовалось больше электроэнергии. Приднепровская ТЭС могла её дать, но пропускная способность линий 220кВ Л37/Л38, Л205/Л204 не позволяла это сделать. Но строить новые 330кВ не стали, просто поставили воздушные линии 220кВ под напряжение 330кВ. Для этого провели некоторую модернизацию. В чём она заключалась? Вот в этом судьба столь похожих ВЛ Л37/Л38 и Л204/Л205 сильно отличается, т.к. представляет собой две крайности.
Изначально обе эти двухцепные линии были спроектированы и выполнены на обычных опорах 220кВ, в 1957-1959 годах. Когда пришло время переходить на вольтаж 330кВ, линию Л204/Л205 перевели в более высокий класс напряжения, поменяв гирлянды и провода, но, не сделав расщепления. По сути линию Л204/Л205 из нормальной двухцепной ЛЭП 220кВ превратили в двухцепную ЛЭП 330кВ в габаритах 220кВ. Длина этой линии в наши дни более 100 км, на всем её протяжении обе цепи идут на двухцепных опорах без расщепления и выглядят как ЛЭП 220кВ. В таком же состоянии находится цепь Л238, которая до развязки за птицефермой идёт на общих опорах, вместе с линией Л204, а от развязки, до Днепродзержинской ПС 330кВ на общих опорах с ЛЭП Л205.
А второй двухцепной линии, повезло больше. Было решено превратить двухцепную ВЛ 220кВ в одноцепную ВЛ 330кВ, при этом не меняя опоры и не делая расщепления. Как это возможно? Просто шесть фаз подвешенных на двухцепных опорах 220кВ стали тремя фазами 330кВ, т.е. под фазный провод используются два провода, расположенных на одном уровне, но на противоположных сторонах траверсы. Внешне ЛЭП выглядит почти как обычная двухцепная воздушная линия 220, а по сути является одноцепной ВЛ 330кВ. Поэтому линии дали новый индекс – Л237. В месте, где ЛЭП 220кВ когда-то шла на одноцепных опорах, сегодня интересное явление – своего рода «полуцепные» ЛЭП (о них я рассказывал, когда речь шла о Лоц-Каменке). На каждой опоре подвешена только половинка каждой из 3-х фаз. Т.е. на каждой рюмке в отдельности подвешено только пол линии. То, что выглядит как две цепи 220кВ на деле одна цепь 330кВ (см. Лоц-Каменка).

ЮЖНОЕ КРАСНОПОЛЬЕ
ЛЭП 330кВ проходят по всей южной границе поселка Краснополье. Это те самые «псевдо»-220кВ линии Л238/Л204, Л237/Л237. Параллельно с данными линиями, в Южном Краснополье, проходит одноцепная ЛЭП 330кВ Л231, на П-образных железобетонных опорах. Эта линия - осколок некогда очень длинной ЛЭП «ПС Центральная - ПС ДДЗ». Осколок, потому что многочисленные разрезки превратили её в несколько самостоятельных линий. Одна из таких линий - Л231 начинается неподалёку от посёлка Значково, в Запорожской области, на сверхмощной подстанции «Запорожская-750кВ» и идёт десятки километров по степи параллельно Днепру. Проходя севернее пос. Любимовка, Л231 подходит к поселку Чапли и делает тут поворот на 90 градусов на юг. Затем она пересекает Днепр в районе исторического посёлка Старые Кодаки, при помощи перехода., описанного в первой части путеводителя. Минуя Старые Кодаки, Л231 проходит через Лоц-Каменку а затем, параллельно линиям 330кВ Л237 и Л238/204 идёт по бескрайним полям через Мирный и Краснополье к Днепропетровской подстанции 330кВ. Общая протяжённость Л231 порядка 90 км. Однако во время своего сооружения, часть опор данной линии, являлись фрагментом, крупнейшей в УССР на тот момент ЛЭП 330кВ. Протяжённость линии была более 300 км, она соединяла подстанции Днепра и Донбасса (речь идёт о подстанциях «Центральная-330кВ» на Донбассе и «Днепродзержинская-330кВ» у Днепра). Однако, со временем, маршрут линии стал меняться, в линию «вклинились» новые подстанции, такие как Павлоградская-330кВ, Красноармейская-330кВ и Днепропетровская-330кВ.
И пару слов о местах, где проходят эти ЛЭП со столь сложной историей. Окраина Южного Краснополья представляет собой бескрайние поля, которые в конце 80-х входили в списки генплана на расширение Днепропетровска. Именно здесь планировались новостройки Днепропетровска, однако и сегодня кроме ЛЭП и агрокультурных земель тут, к счастью, ничего нет (http://www.wikimapia.org/#lat=48.39137&lon=34.9375534&z=16&l=0&m=s&v=9). Чуть южнее ЛЭП 330кВ раскинулась Бузиноватая балка. ЛЭП проходят как раз между балкой и Краснопольем, спускаясь к жилому массиву Мирный. Но к пос. Мирный мы ещё вернемся, а пока стоит описать ещё одну развязку ЛЭП, теперь уже 150кВ, в Россоховатой балке.

РУИНЫ ПОДСТАНЦИИ ДМЗ И РОССОХОВАТАЯ БАЛКА
В описании улицы Энергетической, во второй части путеводителя, говорилось, о том, что высоковольтные линии Л16/27, Л13А/014 и Л92/93 (все – 150кВ), минуя железнодорожную станцию Днепропетровск-Грузовой, пересекают уголок восточного Краснополья (ул. Малахова и ул. Пограничная). Когда частный сектор заканчиваются, эти ЛЭП 150кВ спускаются в Россоховатую балку. На её дне находится озеро (по совместительству, заводской гидроотвал). На его берегу находится самый настоящий высоковольтный «перекрёсток». Я назвал эту формацию «Гидроотвальная энергетика». Расположена данная развязка уже фактически на юго-западе Днепропетровска, поэтому описывается лишь сейчас. Вот вид на развязку из космоса http://www.wikimapia.org/#lat=48.4203223&lon=34.9760377&z=17&l=0&m=b
Многочисленные ЛЭП сходятся и расходятся сюда со всех сторон. Так, линия Л16/27 не изменила своего курса на запад, в сторону Войцеховой подстанции, а вот Л92/93 свернула на право и закончилась в полукилометре отсюда, на территории с «ЮМЗ». ЛЭП Л181/182, о которой я до этого ничего не говорил, (т.к. она не шла с упомянутыми линиями по ул. Энергетической) появилась в Россоховатой балке, сюда с Войцеховой подстанции. Эта линия, так же, как и Л92/93, ведёт к «ЮМЗ» - очередное доказательство исключительного значения этого предприятия – две аналогичные двухцепные линии (Л181/182 и Л92/93) шли на «ЮМЗ» от двух разных подстанций, в целях максимально энергобезопасности завода. К тому же, на территории самого завода была построена собственная ТЭС!
На берегу гидроотвала, помимо действующих ЛЭП, стоят «мёртвые» мачты - без проводов. Их точное происхождение понять трудно, но, судя по всему, в своё время эту высоковольтную развязку реконструировали и появились лишние опоры. Одну из них успели…срубить! Да, вместо одной вышки ЛЭП, можно видеть четыре стальных «пенька» - с фундаментом. Тем не менее, две мачты так остались стоять без работы. С них сняли не только провода, но и гирлянды изоляторов.
Склоны Россоховатой балки представляют собой пастбище, деревьев немного, трава сочная. На берегах озера рыбачат местные жители. На берегу Гидроотвала расположена запретная зона с колючкой – участок сварки взрывом ЮМЗ. К югу от гидроотвала, находиться огромное Краснопольское кладбище, которое хорошо просматривается за склонами балки. А с северной части Россоховатой балки хорошо видны трубы «Южмаша» и корпуса Днепропетровского машиностроительного завода – «ДМЗ». А над всем возвышается мрачная многоэтажка с пустыми глазницами окон – недостроенное заводоуправление «ДМЗ». Возле этого здания имеется интересный объект - вертикально-осевая ветростанция (20 кВт).
У линии Л181/182 имеется отпайка – ветка (Л0181/Л0182), ведущая в лесопосадку в районе южной стены ДМЗ. Эта отпайка ЛЭП завершается двумя железными порталами, которые всегда бывают на подстанциях, но самой подстанции тут как раз и нет! Вместо ОРУ стоят лишь руины. Всё разорено: повсюду в хаотичном порядке разбросаны фарфоровые элементы, стоят покосившиеся бетонные столбики, когда-то бывшие частью открытого распределительного устройства. Вероятно, раньше тут была одна из электроподстанций ДМЗ, которую, после ухудшения дел на предприятии с развалом СССР, решили разобрать за ненадобностью. Всё ценное оборудование/металл забрали, а всё что не представляло ценности, оставили. Самое интересное, это то, что, ЛЭП Л0181/Л0182 продолжает оставаться под напряжением и отчетливо трещит. Обрезанные провода одиноко свисают с решетчатых порталов, к счастью дотянутся до них, невозможно.
Почему эта ЛЭП находится под напряжением? Ведь подстанции, к которой она несла электроэнергию, давно уже нет. Дело в том, что отключить отпайку с диспетчерского пульта невозможно т.к. для этого её необходимо физически отрезать от основной линии Л181/182 . Это в своё время (когда разбирали подстанцию), не сделали, вот и продолжает своё существование данный феномен – ЛЭП под напряжением, ведущая в никуда...
Территория бывшей подстанции, весной цветет и благоухает – забытые стальные конструкции уже активно зарастают разнообразной растительностью. Место это очень тихое и своеобразное. Единственное, что напоминает здесь о цивилизации, кроме руин, это мощные конструкции «ДМЗ», виднеющиеся за лесом на горизонте. А конструкции это не простые, это гигантские стенды для испытания ракетных двигателей. Во времена СССР тут часто испытывали ракетные двигатели, и гул был слышен далеко по всему городу. Днепропетровский машиностроительный завод (ДМЗ) – некогда индустриальный гигант, переживает сейчас не лучшие времена, как и множество подобных ему предприятий. Завод выпускал широкий ассортимент продукции, как военной, так и гражданской. Наиболее известна его продукция для ВПК и космоса (ракетные двигатели). Официальное название предприятия - объект №100. Территория завода продолжает находиться под усиленной охраной. В лесополосе поблизости, находится «южная» стена ДМЗ, представляющая собой несколько заборов с колючей проволокой под напряжением. Вдоль забора, постоянно ходят патрули. Однако на предприятии сейчас полная разруха, по крайней мере, в сравнении с былыми временами.

ВЫСОКОВОЛЬТНАЯ ЛИНИЯ Л10/Л11А
Описывая линии южной части города не возможно не упомянуть о ЛЭП Л10/Л11А.
ЛЭП Л10/Л11А – «наследники» старых линий Л10 и Л11, которые в начале 30-х годов связали Днепрогэс и Днепропетровск. Тогда значение этих ЛЭП было очень велико – по сути это были единственные нити, связывающие Днепропетровск, Днепродзержинск с источником электроэнергии – ГЭС в Запорожье. Однако, сегодня эти линии сильно изменились. Во-первых, металлические опоры заменили железобетонными. К тому же во время их создания в 30-е годы, ЛЭП шли отдельно друг от друга - на одноцепных опорах. Теперь обе цепи подвешены на двухцепных опорах. Во-вторых, линии получили индекс Л10А/Л11А вместо Л10 и Л11. В-третьих, на пути следования этих линий из Запорожья в Днепропетровск, появилось множество отпаек и подстанций, чего не было в 30-е годы. Эти отпайки служат источником энергии для второстепенных подстанций в сельской местности.
Одна из таких отпаек идет параллельно реке Мокрая Сура и доходит почти до самого Днепра, в поселке Каменка. Тут находится ПС «Очистные сооружения». Тут же находится огромная правобережная станции аэрации Днепропетровска (http://www.wikimapia.org/#lat=48.3399988&lon=35.1013291&z=17&l=0&m=s&v=9).
Линия Л10/Л11А заходит в город через ж/м Мирный. Он расположен рядом с Краснопольем, на южной окраине Днепропетровска. В пределах Днепропетровска, ЛЭП Л10/Л11А имеют отпайки, идущие на подстанции за заводом Прессов.
Как и в далеком 1932-м году, в наши дни ЛЭП Л10/Л11 заканчиваются на подстанции «Узловая», о которой уже было рассказано во второй части путеводителя.

ИТОГИ: КОЛЬЦО ЗАМКНУЛОСЬ
Возвращаясь к Краснополью, стоит напомнить, что ЛЭП напряжением 330кВ проходят по всей южной границе этого массива. Это линии Л238/Л204, Л237/Л237 и одноцепная ЛЭП 330кВ Л231. Все эти линии идут в сторону ж/м Мирный, пересекают его и выходят на финишную прямую - через Магистральное поле, далее следуют к Лоц-Каменке. Ещё не доходя до Лоц-Каменки, эти линии минуют ветростанцию (http://www.wikimapia.org/#lat=48.3873945&lon=35.0613642&z=16&l=0&m=p).
Она сооружалась в 2006-м году, лопасти на ветряке стояли всего несколько лет, затем их сняли, так одной достопримечательностью стало меньше.
Высоковольтные магистрали Л238/Л204, Л237/Л237 и Л231 заходят в Лоц-Каменку и теперь можно говорить о том, что высоковольтное кольцо Днепропетровска пройдено. Описание этих ЛЭП в Лоц-Каменке было приведено в начале первой части путеводителя.
И теперь краткие итоги пройденного пути.
Мы начали маршрут с описания энергетического сердца города - Приднепровской ТЭЦ на берегу Днепра. Затем побывали в Лоцманской Каменке, напротив ТЭЦ и в Старых Кодаках. В Старых Кодаках расположился переход ЛЭП 330кВ Л231 через Днепр, на трубчатых АП-образных опорах. После этого мы вернулись на левый берег и направились по маршруту вдоль ЛЭП (Л33 и Л34, Л83/84), идущих от Приднепровской ТЭЦ на север - по Самарским полям. Высоковольтные линии прошли через эти поля вплоть до Игрени, а затем пересекая реку Самару вышли на ж/м Северный. Тут началась северная часть высоковольтного кольца Днепропетровска – Энергоаорта (район ПС Карла Либкнехта). После описания линий центральной части города (ПС Узловая, ПС Кировская и др.), находящихся внутри условного кольца, мы вернулись к Энергоаорте. От Энергоаорты линии вышли к ж/м Левобережный и Фрунзенский, а затем и к Днепру (ЛЭП Л925). Пересекая Днепр, ЛЭП Л925 завела нас в правобережную промзону города с такими индустриальными гигантами как Днепропетровский металлургический завод им. Г.И.Петровского, ДЗМК им Бабушкина, ДЗМО и др. Перед предприятиями, по набережной проходит индустриальный коридор многоцепных ЛЭП. Коридор почти довел нас до места, где располагалась первая электростанция Днепропетровска, на улице Ленинградской. Именно тут начиналась электрификация города, ещё в позапрошлом веке. На Ленинградской (Петербургской) улице в 1897 году стала строиться Центральная электрическая станция (ЦЭС), работавшая вплоть до подачи электроэнергии с Днепрогэса.
Возвращаясь к промзоне, по ЛЭП Л85/Л86 мы, минуя Электровозостроительный завод (ДЭВЗ), Диевское метродепо (формация «Орбита») вышли к ж/м Западный, где расположена отпайка ЛЭП Л013/Л014. А от жилого массива Западный рукой было подать до ж.д. станции Войцехово. Возле неё находится мощнейшая электроподстанция города – «Войцехова» ПС (подстанция «ДП-330кВ/150кВ/10кВ»). Через Войцехову балку, вдоль ЛЭП, мы вышли на Краснопольскую птицеферму, за которой находится место разрезки линий 330кВ. По линиям Л238/Л204, Л237/Л237 и Л231 прошли по всей южной окраине Краснополья, и через ж/м Мирный снова вышли на Лоц-Каменку - кольцо замкнулось!
Конечно понятие «Высоковольтное кольцо» Днепропетровска в данном путеводителе лишь условно, так в него были включены ЛЭП различных классов напряжения – от 35 до 330кВ. Оно применялось, для того чтобы связать воедино самые заметные ЛЭП города и описать их в определенной удобной последовательности. Конечно, невозможно было включить в три части очерка очень подробное описание всех ЛЭП города 35-330кВ, поэтому были выбраны лишь самые интересные, на мой взгляд, линии.

Ваши замечания и пометки можете присылать мне на электронный ящик Energoliner(собака)i.ua
© Дмитрий Новоклимов 2011
© Фотогалерея ЛЭП «POWERLINER» www.novoklimov.io.ua



Обновлен 18 янв 2013. Создан 31 мая 2011



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником